Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБНУ "НИИ АГиР им. Д.О. Отта" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ТАМАНЬ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1837-ЭП/24 от 24.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для стерилизатора медицинского плазменного, марки STERRAD фирмы "Advanced Sterilization Products", США: мод 100S, инв N 6362, имеющегося у Заказчика (кассеты (картриджи) со стерилизующим агентом) (извещение N 0372100034623000204),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизатора медицинского плазменного, марки STERRAD фирмы "Advanced Sterilization Products", США: мод 100S, инв N 6362, имеющегося у Заказчика (кассеты (картриджи) со стерилизующим агентом) (извещение N 0372100034623000204) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.10.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "ТАМАНЬ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТАМАНЬ" заключен государственный контракт N 0372100034623000204 от 07.11.2023 на сумму 1 500 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.01.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТАМАНЬ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для стерилизатора медицинского плазменного, марки STERRAD фирмы "Advanced Sterilization Products", США: мод 100S, инв N 6362, имеющегося у Заказчика (кассеты (картриджи) со стерилизующим агентом) (далее - Товар).
В соответствии с п. 1.2 Контракта номенклатура Товара определяется Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (Приложение N 2 к Контракту).
Согласно п. 1.4 Контракта товар поставляется в период от даты заключения Контракта по 20.12.2023, по заявкам заказчика в течение 5 рабочих дней.
19.12.2023 Заказчик направил Поставщику заявку, в которой просил поставить товар 10113, Кассеты Стеррад 100S в количестве 21 упаковки, стоимостью 1 487 850,00 рублей.
Поскольку ответа на заявку не последовало, то в соответствии с п. 5.1 Контракта заявка заказчика считается полученной и согласованной Поставщиком на следующий рабочий день, то есть 20.12.2023, и поставка в таком случае должна была быть осуществлена в течение пяти рабочих дней, то есть не позднее 27.12.2023. Однако в установленный срок заказанный товар поставщиком поставлен не был.
Ввиду того, что поставка товара не была осуществлена, поставщику с использованием ЕИС было направлено письмо от 28.12.2023 г. N б/н, в котором Заказчик просил Поставщика осуществить поставку заказанного Товара не позднее 30.12.2023.
Однако в указанный срок Поставщик также не осуществил поставку Товара.
Согласно п. 11.4 Контракта Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450).
Пункт 2 ст. 523 ГК РФ определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок:
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поставщик не исполнил свое обязательство по поставке товара дважды (то есть неоднократно): товар не был поставлен в срок, установленный Контрактом, а также в дополнительный срок, указанный Заказчиком. Поставщик по состоянию на 12.01.2024 не осуществил поставку товара.
В связи с изложенным, на основании ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.4 Контракта заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.01.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТАМАНЬ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
19.12.2023 Заказчик разместил в ЕИС заявку на поставку товара по Контракту.
28.12.2023 ООО "ТАМАНЬ" разместило в ЕИС ответ на заявку от 19.12.2023, в котором объяснила трудности с поставкой товара, связанные с противоправными действиями сотрудников ООО "АСП РУС", представительства производителя в Российской Федерации, выражающиеся в прямом запрете дистрибьюторам продажи продукции ASP, The Netherlands BV ООО "ТАМАНЬ". Учитывая вышеуказанные обстоятельства и поскольку срок действия контракта истекал 30.03.2024, ООО "ТАМАНЬ" предложило Заказчику рассмотреть возможность поставки товара не позднее 30.01.2024.
28.12.2023 Заказчик разместил в ЕИС Претензию, в которой требует поставить товар не позднее 30.12.2023.
Представитель ООО "ТАМАНЬ" отмечает, что Участник рассматривал все существующие возможности для исполнения Контракта, включая поставку Товара по параллельному импорту и замену Товара в соответствии с ч. 7 ст.95 Закона о контрактной системе.
При этом, поставить Товар в соответствии с ч. 7 ст.95 Закона о контрактной системе тоже не представляется возможным, поскольку согласно письму Росздравнадзора от 05.02.2016 N 09-С-571-1414 "Возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования". Согласно инструкция по эксплуатации стерилизатора медицинского плазменного, марки STERRAD фирмы "Advanced Sterilization Products", мод 100S "Только материалы и аксессуары, перечисленные в данной инструкции, были разработаны, протестированы и разрешены к применению в стерилизационных системах СТЕРРАД. Другая продукция, позиционируемая ее производителем или дистрибьютором, как предназначенная для плазменной стерилизации или совместимая с системами СТЕРРАД, не была верифицирована компанией ASP для применения в данных стерилизаторах. Совместимость изделий медицинского назначения с системами СТЕРРАД испытывалась только с применением оригинальных расходных материалов".
12.01.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Тем не менее, 22.01.2024 Товар был отгружен, а Заказчиком принят и оплачен товар на сумму 212 550,00 рублей.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТАМАНЬ" реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что принимались меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Вместе с тем, Участником исполнена заявка только на 212 550,00 рублей из 1 487 850,00 рублей.
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТАМАНЬ" устранены не были.
При этом, в рассматриваемом случае Участник допустил существенное нарушение сроков поставки Товара по Контракту
Таким образом, Участник, подав заявку на участие в Аукционе и выразив согласие на заключение Контракта в соответствии с условиями и требованиями, указанными в приложениях к Контракту, свои обязательства по перед Заказчиком не исполнил.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТАМАНЬ", ИНН: 7825383043; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Анпилова Марина Михайловна, ИНН: 782574590814; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Кавалерова Ольга Алексеевна, ИНН: 780601296641; Анпилов Юрий Борисович, ИНН: 782574590740; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТАМАНЬ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.01.24.24 |
26.01.24 |
24.01.24 |
0 |
24.01.24 |
31.01.24 |
31.01.24 |
0 |
05.02.24 |
05.02.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 января 2024 г. N РНП-78-224/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024