Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 35" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "НТЦ "Гидротранс" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1838-ЭП/24 от 24.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Костюшко, д. 4, лит. А, с заменой системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля загазованности и системой пожарной сигнализации для СПБ ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 35" в 2022 году (извещение N 0372200026822000051),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Костюшко, д. 4, лит. А, с заменой системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля загазованности и системой пожарной сигнализации для СПБ ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 35" в 2022 году (извещение N 0372200026822000051) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 700 000,48 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "НТЦ "Гидротранс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "НТЦ "Гидротранс" заключен государственный контракт N 0372200026822000051 от 22.08.2022 (далее - Контракт) на сумму 1 511 499,57 рублей, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Костюшко, д. 4, лит. А, с заменой системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля загазованности и системой пожарной сигнализации для СПБ ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 35" в 2022 году (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.6 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "НТЦ "Гидротранс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 2.1. Контракта срок выполнения работ Подрядчиком составляет 230 (двести тридцать) календарных дней с момента подписания контракта Сторонами, т.е. не позднее 09.04.2023.
На 09.04.2023 обязательства по Контракту Подрядчиком исполнены не были.
08.12.2023 Заказчиком приняты частично исполненные обязательства на сумму 187 730,42 рублей.
На 10.01.2024 оставшаяся часть обязательств по Контракту на сумму 1 323 769,15 рублей не исполнена.
На основании вышеизложенного, Заказчиком было принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "НТЦ "Гидротранс" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что со стороны ООО "НТЦ "Гидротранс" принимались все меры для своевременного исполнения Контракта.
В рамках Контракта Подрядчиком выполнены следующие мероприятия для исполнения Контракта, свидетельствующие о его добросовестности:
1. Работы по Контракту организованы сразу после его заключения.
Подрядчиком 08.09.2022, 13.09.2022 посредством электронной почты у Заказчика были запрошены необходимые технические планы этажей, технические условия на комплексные системы обеспечения безопасности.
Работы по обмерам объекта организованы только с 29.09.2022, поскольку ответственное лицо, имеющее ключи от помещений, находилось в отпуске, а контакты иного лица были предоставлены только 28.09.2022, что подтверждается письмом от Заказчика от 28.09.2022.
2. Проектно-сметная документация в полном объеме была изготовлена в феврале 2023 года.
05.03.2023, 13.03.2023, 06.04.2023, 14.04.2023 на согласование в СПб ГАУ "ЦГЭ" направлялась документация для проверки достоверности определения сметной стоимости, которая автономным учреждением были отклонены по ряду причин, в том числе в связи с некачественно подготовленными документами Заказчиком либо их не предоставление, а также появлением новых замечаний, которые ранее не фигурировали в отказах.
Здесь необходимо отметить, что СПб ГАУ "ЦГЭ" по результатам проверки выдают ряд вопросов и замечаний, подлежащих устранению. После корректировки замечаний специалистами Подрядчика заново загружаются документы на экспертизу под новым номером. Соответственно экспертным учреждением повторно изучается весь комплект документов и принимается решение.
05.04.2023 в адрес Заказчика по электронной почте направлена вся подготовленная проектная документация на объект, которая была получена Заказчиком, замечаний по качеству, соответствию Контракту и Техническим Заданиям в адрес ООО "НТЦ "Гидротранс" не поступало.
В соответствии с условиями Контракта, в течение 15 календарных дней все имеющиеся недостатки документации с нашей стороны исправлялись и направлялись в адрес Заказчика для их последующего согласования СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Московского района" и СПб ГАУ "ЦГЭ".
3. Ввиду ускорения процесса получения положительного государственного заключения сметной стоимости выполнения ремонтных работ, Подрядчиком принято решение о поэтапном ее прохождении, в связи с чем за счет собственных средств привлечены дополнительные специалисты.
Итогом таких действий Подрядчика стало получение от СПб ГАУ "ЦГЭ" 16.06.2023 положительного заключения государственной экспертизы сметной стоимости выполнения ремонтных работ (фасады, окна, крыша и т.д.) на сумму 45,3 млн. рублей (общая стоимость работ составляла 99 млн. рублей).
Заказчиком по данной проектно-сметной документации в июне 2023 года заключено 5 государственных контрактов на проведение капитального ремонта здания:
- N 0372200026823000027 от 29.06.2023 на проведение работ по капитальному ремонту кровли и фасада на сумму 9 073 850 рублей;
- N 0372200026823000026 от 29.06.2023 на проведение работ по капитальному ремонту кровли и фасада на сумму 9 072 310,00 рублей;
- N 0372200026823000028 от 29.06.2023 на проведение работ по капитальному ремонту кровли, фасада, благоустройству и озеленение территории на сумму 9 073 470 рублей;
- N 0372200026823000025 от 29.06.2023 на проведение работ по капитальному ремонту кровли, фасада, благоустройству и озеленение территории на сумму 9 074 060 рублей;
- N 0372200026823000024 от 29.06.2023 на проведение работ по капитальному ремонту кровли, фасада, благоустройству и озеленение территории на сумму 9 073 640 рублей.
Таким образом, результат указанной работы Заказчиком был использован для своих нужд.
В июле 2023 года Заказчику была повторно передана вся проектно-сметная документация в бумажном виде, для проверки и согласования, которая была принята Заказчиком без замечаний (п. 21.2 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) и в дальнейшем направлена для прохождения экспертизы в СПб ГАУ "ЦГЭ".
4. Заказчику предъявлены акты выполненных работ для оплаты.
15.08.2023 Заказчику направляется письмо для предварительного согласования документов об оплате, на основании которых было получено положительное заключение СПб ГАУ "ЦГЭ", на сумму 585 тыс. рублей, которое оставлено без ответа.
01.12.2023 в адрес ООО "НТЦ "Гидротранс" поступили отредактированные документы об оплате, на основании которых сумма, подлежащая оплате, составила 187 тыс. рублей вместо 585 тыс. рублей, заявленных Подрядчиком в августе 2023 года (оплачено менее половины выполненных работ).
Несмотря на это, учитывая позицию Заказчика, что оплата остальных фактически выполненных работ будет осуществлена после получения положительной экспертизы второй части сметной документации, ООО "НТЦ "Гидротранс" были размещены и подписаны отредактированные документы о приемке и оплате.
5. Подрядчиком в СПб ГАУ "ЦГЭ" в сентябре и октябре 2023 года направлялись для проведения экспертизы 2 часть сметы.
Однако 02.10.2023 и 16.11.2023 от СПб ГАУ "ЦГЭ" поступает уведомление об отказе в согласовании проектной документации, в том числе по основаниям, независящим от Подрядчика (контракт, техническое задание и письмо администрации, составленные Заказчиком, имеют разное наименование объекта, ненадлежащим образом подготовленная Заказчиком доверенность и т.д.).
6. Подрядчик, выражая свое желание исполнить в полном объеме Контракт, 28.07.2023, 15.11.2023, 15.12.2023 осуществил оплату пеней, выставленных Заказчиком, на общую сумму 183 647,20 рублей (платежное поручение N 247 от 28.07.2023, N 450 от 15.11.2023, N 518 от 15.12.2023).
Действия Заказчика, повлекшие несвоевременность исполнения обязательств по Контракту:
1. В нарушение п. 8 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчику в полном объеме не была передана следующая документация: доверенность и сопроводительные письма для получения согласования разделов проектной документации по водопроводу, канализации, электрооборудованию и слаботочных системах, отоплению, не представлен заключенный договор на предоставление мощностей по вентиляции для согласования указанного раздела проекта.
О необходимости представления данных документов Заказчик был уведомлен 14.07.2023, 02.08.2023, 15.08.2023.
2. Заказчиком не обеспечивалась передача Подрядчику ненадлежащим образом оформленных документов для экспертизы.
Так, основаниями для отказа СПб ГАУ "ЦГЭ" в рассмотрении заявления о проведении государственной экспертизы сметной документации явились:
- Заказчиком не представлена информация о реализации бюджетных средств (письма от 05.03.2023, 13.03.2023, 06.04.2023, 14.04.2023),
- неверно оформленная Заказчиком доверенность (письма от 05.03.2023, 13.03.2023, 06.04.2023, 14.04.2023),
- Заказчиком не представлено Подрядчику решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект государственной собственности субъекта Российской Федерации (письма от 05.03.2023, 13.03.2023, 06.04.2023, 14.04.2023),
- не утверждены сводные сметные расчеты (письма от 05.03.2023, 13.03.2023, 06.04.2023, 14.04.2023),
- контракт, техническое задание и письмо администрации, составленные Заказчиком - все документы имеют разное наименование объекта (письмо от 19.04.2023, 01.09.2023, 02.10.2023),
- Заказчиком не оформлена доверенность на представление Подрядчиком его интересов в экспертной организации (письмо от 15.03.2023, 30.11.2023).
О данных недостатках Заказчик информировался своевременно (письма от 10.03.2023, 30.03.2023, 12.04.2023, 19.04.2023, направленные на электронную почту Заказчика).
Также стоит отметить, что в декабре 2023 года Заказчик при взаимодействии с Подрядчиком выражал свое желание продолжать работу над контрактом, так как понимал о возможности пройти экспертизу по второй части, о сроках проведения этой экспертизы и был готов предоставить доверенность.
Однако в результате затянул со сроками предоставления доверенности, не подписал договор с СПб ГАУ "ЦГЭ" на оказание услуг по прохождению экспертизы, что повлекло отказ 30.11.2023 СПб ГАУ "ЦГЭ" в приеме документов на экспертизу.
Представитель ООО "НТЦ "Гидротранс" полагает, что данные действия продиктованы недобросовестностью Заказчика, а также связаны с самовольным использованием результатов интеллектуальной деятельности нашей компании (обмеры, архитектурные решения, рабочую документацию) для размещения 01.12.2023, то есть спустя лишь 1 день после отказа СПб ГАУ "ЦГЭ" в приеме документов, Извещения N 0372200026823000054 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Костюшко, д.4 для нужд СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 35" в 2024 году.
Согласно государственному контракту N 0372200026823000054 от 15.12.2023 подлежат осуществлению работы по монтажу сетей водопровода и канализации, вентиляции, сетей связи, АПС, то есть тот объем внутренних работ, по которым ввиду бездействия Заказчика не была проведена государственная экспертиза сметной стоимости.
10.01.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
16.01.2024 Подрядчик в адрес Заказчика направляет возражения на односторонний отказ от исполнения Контракта. В данном письме ООО "НТЦ "Гидротранс" выразило готовность исполнить Контракт в полном объеме после предоставления Заказчиком необходимых документов, а именно представить доверенность на представление интересов Заказчика в СПб ГАУ "ЦГЭ", ресурсоснабжающих организациях, сопроводительное письмо о направлении проекта на согласование, а также наличие заключенного договор на предоставление мощностей по вентиляции для согласования указанного раздела проекта.
Подрядчиком было в полном объеме реализовано право устранить нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в течение десятидневного срока в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 контрольный орган в сфере закупок при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, а поэтому подлежат установлению все обстоятельства недобросовестного поведения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
ООО "НП "Гидротранс" с 2021 года успешно изготовил проектно-сметную документацию для администрации Выборгского района Санкт-петербурга, СПб ГКУ "ПСО Пушкинского района", СПбГБУСОН "ЦСРИДИ Петродворцового района Санкт-Петербурга".
Отдельно следует отметить опыт компании по выполнению работ на особо опасных объектах:
- монтаж и обслуживание гидропривода управления затворами галерей наполнения верхней головы шлюза, гидроприводов управления батопортом;
- монтаж гидропривода верхних двустворчатых ворот, нижних двустворчатых ворот, рабочих затворов галерей наполнения;
- разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Балтийского водного пути;
- разработка рабочей конструкторской документации на реконструкцию гидроприводов механического оборудования по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Балтийского водного пути". Гидропривод заградительного устройства от навала судов на нижние основные ворота шлюза N8;
- проектирование, изготовление, монтаж, приводов затворов очистных сооружений станции аэрации "Ольгино";
- проектирование, изготовление, монтаж, приводов затворов главного канализационного коллектора;
- проектирование, изготовление, монтаж приводов аварийных ворот Нижнее-Свирского шлюза;
- проектирование, изготовление, монтаж "Реконструкция гидроприводов затворов шахт для подключения многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями и подземными стоянками и общеобразовательной школы по адресу: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., дом 68, кор. 3, лит. М";
- выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству второй нитки Главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга (1 этап)".
Подрядчик имеет большой опыт по выполнению работ на особо опасных объектах. Со стороны Заказчиков каких-либо нареканий и претензий в адрес ООО "НП "Гидротранс" по результатам исполнения предыдущих контрактов и договоров не поступало, что доказывает компетенцию и профессионализм по выполнению подобного рода Контрактов.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении сведений об ООО "НТЦ "Гидротранс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "НТЦ "Гидротранс" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "НТЦ "Гидротранс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "НТЦ "Гидротранс" (ИНН: 7804353626), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 января 2024 г. N РНП-78-225/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024