Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Лексаченко Данилы Денисовича (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1696-ЭП/24 от 23.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на изготовление макетов ледокола "Невская застава", нефтесборщика "Редут" и катера для оперативного реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов проекта КС-110.2-37 (извещение N 0172200001623000064),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на изготовление макетов ледокола "Невская застава", нефтесборщика "Редут" и катера для оперативного реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов проекта КС-110.2-37 (извещение N 0172200001623000064) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 428 900,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признан ИП Лексаченко Д.Д.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Лексаченко Д.Д. заключен государственный контракт N 191-23 от 27.09.2023 на 833 744,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.01.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Лексаченко Д.Д.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался изготовить макеты судов ледокола "Невская застава", нефтесборщика "Редут" и катера для оперативного реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов проекта КС-110.2-37 (далее - Работы).
Согласно пункту 3.2 Контракта Работы выполняются - не позднее 01.12.2023. В установленный срок услуги оказаны не были.
Заказчик неоднократно направлял Исполнителю требования о необходимости выполнения условий Контракта (письма от 27.10.2023 N 02-5511/23-0-0, от 15.11.2023 N 01-16687/23-0-1, от 04.12.2023 N 02-6219/23-0-0; от 19.12.2023 N 01-16687/23-2-1; от 19.12.2023 N 01-19115/23-0-1), однако Работы по Контракту не выполнены.
Таким образом, действия Исполнителя привели к срыву исполнения Контракта, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 8.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 09.01.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с условиями Контракта при начале производства Работ было назначено ответственное контактное лицо от Заказчика.
29.09.2023 были получены первичные материалы и приняты в Работу.
На основании предоставленных материалов нами были направлены модели для промежуточного согласования 11.10.2023, 13.10.2023, 18.10.2023 и 27.10.2023 с ответами о получении Заказчиком 13.10.2023 и 18.10.2023.
В рамках направленных материалов Участник не получал ответов и правок от Заказчика, в связи с чем было инициировано рабочее совещание по месту нахождения Заказчика и согласована сторонами на 31.10.2023 по итогам которого был сформирован протокол собрания.
03.11.2023 по факту внесения правок был направлен дизайн-альбом к согласованию, а из-за отсутствия обратной связи и согласования было принято решение изготавливать макет и осуществлять поставку во исполнение Контракта.
Таким образом 10.11.2023 была осуществлена поставка макета судна "Невская Застава", а 15.11.23 нами было получено письмо с формулировкой "Недостаточная детализация", без конкретных замечаний.
22.11.2023 нами было инициировано посещение судов для сбора материалов и сравнения с физическими показателями.
Далее в период с 01.12.2023 по 13.12.2023 в адрес Заказчика направлялись многочисленные обращения с целью согласования материалов.
20.12.2023 были устранены все замечания, полученные в этот период и направлены в адрес Заказчика с готовностью к поставке.
Однако, согласование получено лишь 09.01.2024, что делало невозможным приемку в декабре 2023 года.
10.01.2024 Участником было получено решение об одностороннем отказе, однако и на этом этапе мы продолжали производство работ во исполнение контракта и обращались официальным обращением к Заказчику с согласование даты приемки на 22.01.2024.
Тем не менее мы произвели поставку 23.01.2024 с полностью завершенными макетами 3-х судов, но получили очередной отказ от приемки на основании расторгнутого Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Лексаченко Д.Д. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что принимались меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Лексаченко Д.Д. предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ИП Лексаченко Д.Д. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Лексаченко Д.Д. (ИНН: 780440234137), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 января 2024 г. N РНП-78-214/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024