Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУЗ "Центр планирования семьи и репродукции" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "СПЕЦСВЕТЭНЕРГОМОНТАЖ" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1378-ЭП/24 от 19.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на проведение работ по устройству входной группы - устройство козырька и замены дверного заполнения главного входа здания выявленного объекта культурного наследия "Здание школы", входящего в состав выявленного объекта культурного наследия "Комплекс зданий Дома призрения А.И. Тименкова и В.А. Фролова", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д.4, лит. А (извещение N 0372200265422000078),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на проведение работ по устройству входной группы - устройство козырька и замены дверного заполнения главного входа здания выявленного объекта культурного наследия "Здание школы", входящего в состав выявленного объекта культурного наследия "Комплекс зданий Дома призрения А.И. Тименкова и В.А. Фролова", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д.4, лит. А (извещение N 0372200265422000078) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 665 692,91 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.11.2022 N ИЗК1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признано ООО "СПЕЦСВЕТЭНЕРГОМОНТАЖ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СПЕЦСВЕТЭНЕРГОМОНТАЖ" заключен государственный контракт N 0372200265422000078 от 23.11.2022 на сумму 2 665 692,91 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СПЕЦСВЕТЭНЕРГОМОНТАЖ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник взял на себя обязательство выполнить работы по устройству входной группы - устройство козырька и замены дверного заполнения главного входа здания выявленного объекта культурного наследия "Здание школы", входящего в состав выявленного объекта культурного наследия "Комплекс зданий Дома призрения А.И. Тименкова и В.А. Фролова", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д.4, лит. А (далее - Работы).
Согласно пункту 2.1 Контракта в редакции дополнительного соглашения N 1 от 27.12.2022 "Начало выполнения работ - с момента подписания Заказчиком и Подрядчиком акта передачи Объекта для выполнения работ (Приложение N3 к Контракту).
Срок выполнения работ в течение 50 (пятидесяти) календарных дней с момента подписания акта передачи объекта для выполнения работ".
Пунктом 2.4. Контракта предусмотрено, что стороны подписывают Акт приема-передачи Объекта в ремонт в течение 3 рабочих дней после получения Заказчиком Разрешения от Подрядчика. Разрешение КГИОП получено Заказчиком 16.05.2023, следовательно. Объект в работу должен быть принят Подрядчиком не позднее 19.05.2023, а работы должны быть сданы не позднее 10.07.2023.
В нарушение условий Контракта Работы Подрядчик не завершил и не передал Заказчику, в связи с чем подрядчиком допущены существенные нарушения условий контракта.
В связи с нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, в адрес подрядчика направлена претензия от 08.11.2023 N 491/1.
Однако требования о завершении работ Подрядчиком не исполнено, в связи с чем учитывая существенное нарушение Подрядчиком срока выполнения работ, на основании п.п. 11.1, 11.2 Контракта, ст.715 ГК РФ, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 14.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Согласно п.п. 2.4. Стороны подписывают Акт приема-передачи Объекта в ремонт в течение 3 рабочих дней после получения Заказчиком Разрешения от Подрядчика. Подрядчик имеет право приступить к выполнению работ только после подписания акта приема-передачи Объекта для выполнения работ.
Разрешение Рег. N 01-26-1123/23-0-0 от 10.05.2023 на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия получено 16.05.2023, срок действия разрешения установлен до 07.08.2023.
Согласно дополнительного соглашения N 1 от 27.12.2023 срок выполнения Работ по контракту составляет 50 календарных дней с даты приема-передачи объекта, то есть плановый срок выполнения Работ должен был быть 08.07.2023.
Акт приема передачи объекта не подписан в связи с отсутствием технической готовности фронта работ.
Контрактом предусмотрено выполнение следующих видов работ: монтаж ступеней, толщиной 155 мм и плит из известняка, входной группы по объекту: "Приспособление для современного использования в части устройства козырька и замены дверного заполнения главного входа здания, выявленного объекта культурного наследия "Здание школы" по адресу г. Санкт- Петербург, ул. Комсомола, д.4, лит. А.
Согласно положениям Контракта на объекте осуществляется авторский надзор, согласно требованиям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" материалы, не уточненные в проектно-сметной документации подлежат согласованию с авторским надзором.
Согласно представленного Заказчиком Договора N 08/2023-Д от 13.01.2023 авторский надзор за проведением работ на объекте поручен ООО "ЭЦ "ПСП".
Согласно листа авторского надзора, окончательное решение по выбору материала принято 06.07.2023
Срок поставки материала согласно заключенного Договора поставки составляет не менее 40 календарных дней.
В отсутствии проектного решения о применяемом материале у Подрядчика отсутствовала возможность исполнить обязательство в срок.
Полагаем, что нарушения сроков, приведшего к расторжению Контракта не было по следующим основаниям:
- материал был согласован только 06.07.23 года
- камень был заказан строго по проекту, однако в процессе производства работ выявлено, что в проекте ошибка и камня не хватает, Подрядчик был вынужден дополнительно заказывать материал:
Ступени:
-заказано изначально - 101,4 мп,
-в проекте и смете - 101 мп,
-по факту требуется - 106,88 мп.
Плитка площадки:
-заказано изначально - 33,4 м2
-в проекте и смете - 33 м2
-по факту требуется - 41,5 м2
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "СПЕЦСВЕТЭНЕРГОМОНТАЖ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Участник 15.12.2023, после принятия Решения, направлял в адрес Заказчика письмо с просьбой допустить сотрудников Подрядчика для выполнения Работ.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "СПЕЦСВЕТЭНЕРГОМОНТАЖ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СПЕЦСВЕТЭНЕРГОМОНТАЖ" (ИНН: 7804496582), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 января 2024 г. N РНП-78-198/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024