Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница святой преподобномученицы Елизаветы" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Энергия" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1832-ЭП/24 от 24.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому и аварийно-техническому обслуживанию вертикально-транспортного оборудования и систем диспетчерского (операторского) контроля СПб ГБУЗ "Елизаветинская больница" в 2024 году (извещение N 0372200277523000363),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
31.01.2024 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось с тем же составом Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому и аварийно-техническому обслуживанию вертикально-транспортного оборудования и систем диспетчерского (операторского) контроля СПб ГБУЗ "Елизаветинская больница" в 2024 году (извещение N 0372200277523000363) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 457 640,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.11.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "Энергия"
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Энергия" заключен государственный контракт N 0372200277523000363 от 13.11.2023 на 768 565,71 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 5.4.6 и 10.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.01.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Энергия".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по комплексному техническому и аварийно-техническому обслуживанию вертикально-транспортного оборудования и систем диспетчерского (операторского) контроля СПб ГБУЗ "Елизаветинская больница" в 2024 году (далее - Услуги).
Пунктом 10.6.1 Контракта установлено, что существенными нарушениями Контракта при которых Заказчик безусловно вправе принять решение об одностороннем расторжении контракта являются в том числе случаи неоднократного нарушения обязательств, установленных пунктом 5.1.4.
Пунктом 3.3. Контракта установлено, что нарушение условия, определённого пунктом 3.2 Контракта, является существенным нарушением условий Контракта, вследствие которого, у Заказчика возникает право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исполнителем были допущены следующие нарушения Контракта:
-не предоставление информации, предусмотренной п. 5.1.2. Контракта:
-не предоставление информации по запросу в нарушение п.п. 5.1.4., 5.1.7.;
-не предоставление документов, предусмотренных п. 5 раздела XIII Технического задания (Приложение N 2 к Контракту);
-нарушение обязательств, установленных в п. 3.2 Контракта.
По фактам нарушений Заказчиком в адрес Исполнителя направлялись претензии (N 01-09-3684/23-0-0 от 29.12.2023, N 0-09-9/24-0-0 от 09.01.2024).
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 5.4.6 и п. 10.6 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 09.01.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с п. 5.1.2 Контракта Исполнитель обязан в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения Контракта назначить уполномоченного представителя Исполнителя, который несет ответственность за оказание Услуг, для взаимодействия в рамках исполнения Контракта и предоставить Заказчику информацию об уполномоченном представителе Исполнителя (фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, адрес электронной почты, полный объем представленных ему полномочий);
Положения данного пункта были выполнены Исполнителем в надлежащий срок - 14.11.2023, что подтверждается письмом N174 от 14.11.2023.
Позднее при неоднократном прибытии сотрудников Участника на объект Заказчика для исполнения работ по приёму лифтового оборудования на обслуживание - 29.12.2023, 30.12.2023, 31.12.2023, 01.01.2024 представителям Исполнителя не был предоставлен доступ в помещение для исполнения обязательств по Контракту в регламентированные сроки в связи с отсутствием ответственного за лифтовое оборудование сотрудника Заказчика (составлены Акты о не допуске сотрудников ООО "Энергия" от 29.12.2023, 30.12.2023, 31.12.2023, 01.01.2024).
Кроме того, 02.01.2024 Заказчику было направлено заказное письмо от (исх.N1 от 01.01.2024 с приложением копии письма N174 от 14.11.2023 с отметкой о получении представителем Заказчика с описью вложения). 14.11.2023).
В связи с тем, что по состоянию на указанные даты, ООО "Энергия" фактически было лишено доступа на объект Заказчика для исполнения своих обязательств по контракту, 02.01.2024 в адрес Заказчика по почте заказным с уведомлением было направлено письмо N1 от 01.01.2023 о содействии в предоставлении доступа сотрудникам Исполнителя для выполнения своих обязательств по Контракту N0372200277523000363 от 13.11.2023.
09.01.2024 Заказчик разместил в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В ответ на данное письмо ООО "Энергия" направило Заказчику письмо исх. N12 от 18.01.2024 подписанное ЭЦП и размещенное в ЕИС о том, что не отказывается от исполнения Контракта, указав свою готовность приступить к оказанию услуг в срок, указанный в Контракте.
Однако, после проведения повторной проверки Заказчик не усмотрел оснований для отмены Решения от 09.01.2024 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с условиями заключенного контракта, Исполнитель был готов принять на себя обязательства по комплексному техническому и аварийно-техническому обслуживанию вертикально-транспортного оборудования и систем диспетчерского (операторского) контроля СПб ГБУЗ "Елизаветинская больница" в рамках исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Энергия" реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником были предоставлены необходимые документы в соответствии с условиями Контракта, а также предпринимались действия для исполнения Контракта.
При этом, Участником были закуплены необходимый товар и оборудование для исполнения Контракта, что подтверждается платежными поручениями, представленными Комиссии УФАС.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Энергия" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Энергия" (ИНН: 7806594000), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 января 2024 г. N РНП-78-219/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024