Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Экоград" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4996-ЭП/24 от 27.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на обеспечение должного санитарного уровня населенных мест на территории Невского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 16.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004724000025. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 321 300, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в нарушении порядка описания объекта закупки в части установления ненадлежащих требований к закупаемым услугам.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком установлены требования к закупаемым услугам.
Также в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью извещения, Заказчиком установлено требование, согласно которому, транспортные средства, используемые для исполнения обязательств по перевозке грузов, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS"). В период выполнения работ по Контракту Подрядчик предоставляет данные из информационной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС специализированной организации о маршрутах транспортных средств за указанный интервал времени.
В своей жалобе Заявитель указал, что данные требования не предусмотрены действующими нормативными актами, а, следовательно, их установление является незаконным и ограничивает количество участников закупки.
Как было отмечено ранее, Заказчик наделен правом самостоятельно определять характеристики закупаемых услуг, в том числе, в части порядка их исполнения, также путем установления требований к товарам, используемым при их оказании. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при установлении тех или иных требований руководствоваться исключительно требованиями нормативных актов, предъявляемыми к тому или иному оборудованию, а, следовательно, у Заказчика имелись достаточные основания для установления требования о наличии в транспортных средствах, используемых для исполнения обязательств по перевозке грузов, аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, при условии, что такое требование обусловлено объективными потребностями Заказчика и не приводит к необоснованному ограничению конкуренции на торгах.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки, предусмотренный ст. 33 Закона о контрактной системе. Более того, довод Заявителя о том, что описание объекта закупки ограничивает количество участников закупки опровергается содержанием протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.02.2024 NИЭА1, согласно которому на участие в закупке было подано 5 заявок, которые были признаны комиссией Заказчика соответствующими требованиям извещения.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие довод Заявителя об ограничении количества участников рассматриваемой закупки, в связи с чем Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Экоград" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 марта 2024 г. N 44-747/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024