Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБУДО СШОР N 1 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Русский ЛЕС-СПБ" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 4764-ЭП/24 от 26.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению скорой медицинской помощи на соревнованиях в ГБУ ДО СШОР N1 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200263024000003) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 13.01.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200263024000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 436 999,77 рублей.
ООО "Русский ЛЕС-СПБ" в жалобе указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащих требований к участникам закупки и неисполнении ранее выданного предписания.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ), лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ. Закон N 478-ФЗ вступил в силу с 1 января 2021 года.
Таким образом, после 1 января 2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021 г., является запись в реестре лицензий.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, который включает в себя, в том числе, следующие работы: медицинские осмотры (предварительные, периодические).
Таким образом, для оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, участник закупки должен обладать соответствующей лицензией на право осуществления медицинской деятельности. Иных документов, подтверждающих право оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, действующим законодательством не предусмотрено.
В свою очередь, из содержания извещения о проведении аукциона в редакции, действующей на момент рассмотрения жалобы, следует, что Заказчиком было установлено следующее требование к участникам закупки:
Наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с п. 46 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852: При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации по: скорой медицинской помощи; при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: скорой медицинской помощи. В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2020 года N 1165н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи", наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включающая следующий перечень работ (услуг), составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений: хранение, приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II - III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II - III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в Российской Федерации, в медицинских целях". Срок действия лицензии не может быть меньше срока оказания услуг. Лицензия на осуществление медицинской деятельности должна быть с наличием в составе следующего вида работ (услуг): автомобиль "Скорая медицинская помощь (по классу В)". Предоставляемый автомобиль скорой медицинской помощи (по классу В) должен соответствовать требованиям ГОСТ 33665-2015 Межгосударственного стандарта "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний". Участник закупки должен иметь и предоставить в составе заявки: Выписку из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащие сведения о действующей лицензии.
В свою очередь, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.п. н) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в аукционе должна содержать, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в объект закупки Заказчиком включены, в том числе, следующие услуги: Услуги скорой медицинской помощи, а именно - дежурство бригад осуществляется по предварительной заявке Заказчика, переданной Исполнителю не менее, чем за 3 (три) календарных дня до даты проведения мероприятия.
Также Заказчиком определен объем оказания услуг:
69 часов по заявке Заказчика.
Состав общепрофильной врачебной бригады скорой помощи должен соответствовать требованиям пункта 8 Приложения N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".
Медицинские работники бригады скорой помощи должны иметь четкие отличительные знаки на одежде и/или специальную одежду медицинского работника.
Выделенная бригада скорой медицинской помощи должна быть укомплектована укладками лекарственных препаратов и медицинскими изделиями согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2020 года N 1165н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи".
Исполнитель должен иметь собственный парк специализированного автомобильного транспорта (оснащенный по классу "В"), и станции скорой медицинской помощи на территории Санкт-Петербурга.
Автомобиль скорой помощи должен соответствовать классу "В".
Во время оказания услуг обязательно соблюдение технологий и методик оказания услуг, требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации.
При необходимости бригада скорой помощи осуществляет:
- осмотр больного;
- проведение экспресс-диагностики в объеме, который определяется медицинским оснащением автомобиля "скорой помощи";
- купирование неотложного состояния;
- организация медицинской транспортировки при необходимости госпитализации.
В случае госпитализации пациента медицинские работники обязаны оформить и предоставить пациенту или в лечебное учреждение первичную медицинскую документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
При оказании Услуг медицинские работники взаимодействуют с медицинскими организациями, участвующими в оказании скорой, в том числе скорой специализированной, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи.
Все случаи оказания медицинской помощи в период проведения каждого мероприятия регистрируются бригадой скорой медицинской помощи в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н.
Информация обо всех случаях оказания медицинской помощи немедленно доводится бригадой скорой медицинской помощи до Заказчика.
Автомобиль скорой медицинской помощи предоставляется в технически исправном состоянии, обеспеченный необходимым количеством топлива и прочих горюче-смазочных материалов (ГСМ). Все расходы по эксплуатации и обеспечению автомобиля скорой медицинской помощи ГСМ несет Исполнитель и эти расходы включены в стоимость контракта.
При указанных обстоятельствах, с учетом содержания мотивировочной части решения по делу N 44-562/24 от 13.02.2024 Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком требования у участникам закупки позволяют обеспечить исполнение условий контракта и оказать медицинские услуги, соответствующие требованиям, установленным в описании объекта закупки, а, следовательно, у Комиссии УФАС отсутствуют достаточные основания полагать, что Заказчиком установлены ненадлежащие требования к участникам закупки.
Кроме того, согласно предписанию Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-562/24 от 13.02.2024, Заказчику - ГБУДО СШОР N 1 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, аукционной комиссии было предписано устранить нарушения п. 1 ч.1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения закупки с номером извещения 0372200263024000003;
- внести изменения в извещение о закупке, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200263024000003 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200263024000003 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Из содержания информации, размещенной в ЕИС, следует, что Заказчиком 16.02.2024 были внесены изменения в состав извещения о проведении закупки, сформированные с учетом указанного решения, а также специфики и объема закупаемых услуг.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих утверждения Заявителя о том, что установленные Заказчиком требования к участникам закупки не соответствуют объекту закупки, равно как и не представлены доказательства, опровергающие факт исполнения Заказчиком ранее выданного предписания.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения норм Закона о контрактной системе в обжалуемой Заявителем части.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Русский ЛЕС-СПБ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 марта 2024 г. N 44-706/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024