Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4995-ЭП/24 от 27.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для НИИ хирургии и неотложной медицины (извещение номер 0372100010624000066) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 20.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100010624000066. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе, запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона).
Электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявитель оспаривает требования, установленные Заказчиком, к характеристикам товарной позиции N13 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", а именно: "Ограничение длины перчатки 250-270 мм" и "информация о материале компонента указана в Регистрационном удостоверении или в открытой части регистрационного досье к регистрационному удостоверению на сайте РЗН и на упаковке согласно ГОСТу Р 52239-2004 п. 8 для идентификации изделия".
Заказчиком даны следующие пояснения:
"Данное требование установлено в прямом соответствии с положениями пп. "в" п. 2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе - Для участия в конкурентном способе закупки заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель ссылается на п. 56 Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", который не запрещает указывать информации об использованных компонентах и материалах в регистрационном удостоверении.
Приказ Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13, которым утверждена форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие, также не содержит каких-либо запретов на включение в регистрационное удостоверение информации о характеристиках медицинского изделия.
Согласно ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) также не запрещено указывать информацию о характеристиках товара в реестре медицинских изделий.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" также не содержит запрет на указание материала, компонентов, использованных при производстве. Согласно пункту н) части 6 Постановления N 1650 в реестр включается электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком, являются стандартными и отвечают требованиям, установленным к медицинским изделиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел 8 ГОСТ на медицинские смотровые перчатки Р 52239-2004 прямо предусматривает необходимость указания использованного материала на упаковке.
Более того, с учетом практики применения медицинских перчаток, указанный способ наиболее удобный и комфортный в плане их эксплуатации. В частности, у медицинского персонала одновременно в распоряжении имеются несколько типов перчаток, с разными характеристиками. В связи с чем, при необходимости перехода к манипуляциям, где требуется использование перчаток с соответствующими свойствами, удобнее идентифицировать указанные перчатки посредством ознакомления с информацией на упаковке
Также, указанное требование приведено с учетом п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которому описание объекта закупки может включать в себя требования, в том числе в отношении упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток_".
Доказательств обратного Заявителем не представлено, в связи с чем, довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Заявитель не согласен с установленным требованием к длине перчаток 250-270 мм по товарной позиции N13 Описания объекта закупки.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым "при описании характеристик закупаемой продукции руководствовался своей объективной потребностью и спецификой применения указанных перчаток, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам Заказчика.
Медицинские перчатки с указанными характеристиками позволяют Заказчику исполнять свои функции надлежащим образом.
Общие требования к минимально допустимой длине смотровых перчаток предусмотрено ГОСТом Р 52239-2004. В ГОСТе 52239-2004 в Таблице 2 указаны размеры и допустимые отклонения.
Из положений ГОСТа следует, что длина указана со словосочетанием "не менее", это буквально означает, что длина перчаток может быть любой выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной длины будут соответствовать ГОСТу. Таким образом, лечебно-профилактические учреждения, устанавливают требования к длине перчаток исходя из специфики их применения.
Также, согласно п. 4.2. Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.) (далее - Методические рекомендации): перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
- выбор типа перчаток по целевому назначению;
- выбор перчаток по размеру.
В соответствии с Приказом Минтруда России N 928н от 18.12.2020 г. "Об утверждении правил по охране труда в медицинских организациях":
Работодатель, в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска, вправе:
Пункт 4 устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с осуществлением медицинской деятельности, улучшающие условия труда работников.
Приказ требует повысить уровень безопасности медицинских сотрудников с учетом профессиональных рисков:
Пункт 7 при организации медицинской деятельности работодатель обязан оценивать профессиональные риски, связанные с возможным причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности.
Пункт 217 персонал должен выполнять работу в предусмотренной санитарной одежде (халат или костюм из смесовых тканей/нетканых материалов, одноразовая медицинская шапочка, одноразовые перчатки, надетые поверх рукавов санитарной одежды).
Требования к длине перчатки 250-270 мм обусловлено необходимостью дополнительной защиты предплечья и фиксации манжеты на рукаве медицинской одежды.
Согласно вышеуказанному Приказу N928н:
При работе с кровью и другими биологическими жидкостями:
- Перчатки должны быть надеты поверх рукавов санитарной одежды.
Более короткие перчатки не обеспечивают фиксацию манжеты перчатки на медицинской одежде. Длина перчаток 250-270 мм является оптимальной и наиболее удобной при проведении процедуры аутопсии (вскрытие), т.к. обеспечивает фиксацию манжеты на рукаве медицинского халата и исключает пережимание предплечья при продолжительном использовании (аутопсия длится более 60 минут), что приводит к развитию парестезий и онемению рук, в результате чего патологоанатомам приходится прерывать проведение процедуры вскрытия.
Перчатки используемые в процессе аутопсии, повышенной толщины, обеспечивают необходимый уровень защиты, прочности и устойчивости к порезам, проколам и химически агрессивным веществам, но за счет большей плотности оказывают повышенное давление на предплечье. Для профилактики развития парестезий в результате сдавления предплечья необходимо использовать перчатки длиной не более 270 мм т.е. длиной до области естественного анатомического расширения предплечья в области перехода мышц на предплечье в сухожилия (отвечающие за движение пальцев и кисти), что обеспечивает профилактику развития парестезий в результате сдавления мышц предплечья валиком и манжетой плотных нитриловых перчаток в процессе продолжительных манипуляций (в процессе аутопсии).
Если длина перчатки превышает 270 мм, то манжета и валик перчатки фиксируются на руке выше нижней трети т.е. в области где сухожилия предплечья переходят в мышцы предплечья, в данной области ширина предплечья значительно расширяется и манжета, и валик прочных перчаток (более толстых перчаток, применяемых при аутопсии) приводит к неизбежному пережиманию предплечья и развитию парестезий.
Требование к длине перчатки 250-270 мм функционально обосновано, необходимо с учетом специфики проведения аутопсии, не противоречит требованиям действующих актов системы национальной стандартизации.
Перчатки с требуемыми характеристиками представлены на рынке не ограничено продукцией разных производителей".
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Порт Системс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 марта 2024 г. N 44-824/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024