Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
в отсутствие представителя РГБЛПУ "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" (далее - Заказчик),
в присутствии представителя Индивидуального предпринимателя (далее - Заявитель, ИП), действующего на основании доверенности от 29.09.2023 N б/н, действующего на основании доверенности от 03.10.2023 N б/н,
надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлениями от 27.02.2024 N АК/404/24, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ИП Абдамитова А.А.,
рассмотрев жалобу ИП Абдамитова А.А. на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона N 0379200000424000073 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты; Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" (далее - электронный аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0379200000424000073 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты; Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 105 Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе Заявителя, при формировании извещения о проведении электронного аукциона, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрение жалобы 29.02.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии Управления объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.03.2024.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, изучив материалы дела, а также по результатом внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
16.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0379200000424000073 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты; Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" (извещения о проведении электронного аукциона - 16.02.2024 в 09:34 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 9 217 950, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 16.02.2024 в 09:34 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 26.02.2024 в 12:50 ч.
22.02.2024 закупка отменена по инициативе Заказчика.
Рассмотрение жалобы, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией Управления осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которой и принимается решение.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, технические характеристики по позиции 1-13, 15-21, 23-29, 31, 32, 40-46 составлены таким образом, что подать заявку на участие в аукционе возможно исключительно с изделием единственного производителя Стент -система XIENCE Alpine.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что извещение об осуществлении закупки содержит следующие требования к закупаемым товарам, например, по позиции "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство":
"Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство 32.50.13.190-02565 Лекарственное покрытие зотаролимус и (или) эверолимус и (или) биолимус А9; Номинальный диаметр стента > 1.75 и 2 Миллиметр; Длина стента > 14 и 15 Миллиметр".
При этом согласно Техническому заданию, размещенному в составе документов к извещению об осуществлении закупки, по позиции 3.1.1 определено:
"Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" 32.50.13.190-02565 Стерильное изделие однократного применения - соответствие;
Эффективная (рабочая) длина катетера системы доставки стента сантиметр 145;
Материал стента высококачественная нержавеющая сталь или кобальт-хром (Co-Cr);
Номинальное давление физическая атмосфера 8 или 10 (миллиметр);
Расчетное давление разрыва физическая атмосфера не менее 18 ;
Размер дистальной части катетера системы доставки не менее 0.81 не более 0.97 (миллиметр);
Размер проксимальной части катетера системы доставки 0.63 или 0.71 (миллиметр);
Толщина стенки (балки) стента более 0.08 (миллиметр);
Минимальный размер внутреннего диаметра совместимого проводникового катетера не более 2.33 (миллиметр);
Номинальный диаметр стента > 1.75 и 2 (миллиметр);
Длина стента > 14 и 15 (миллиметр).
Аналогично по остальным оспариваемым позициям.
Заявитель в жалобе указывает, что под данные параметры возможно подать заявку исключительно с изделием единственного производителя Стент -система XIENCE Alpine, так как параметры структурированной формы позволяют заполнить заявку на изделие, соответствующее лекарственной группе "зотаролимус и (или)эверолимус и (или) биолимус А9", в то время как АО "Стентоник" имеет стенты с леартсвенным покрытием Сиролимус и Паклитаксель.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседание Комиссии Управления представитель Заказчика явку не обеспечил, возражения по доводам жалобы не представил, также не представлено каких-либо документов и сведений, подтверждающих факт присутствия на рынке продукции нескольких производителей, отвечающей всей совокупности установленных Заказчиком требований по п. "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Извещении требования к характеристикам медицинских изделий, совокупности которых соответствует продукция одного производителя, нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком описание объекта закупки в структурированной форме не соответствует описанию объекта закупки в техническом задании.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона о контрактной системе соответственно.
Данное требование вступило в законную силу 01.10.2023 г. (п. 8 постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Комиссией Управления установлено, что технические характеристики закупаемого товара, изложенные в отдельном файле "ТЗ (3)" (Техническое задание), размещенном в составе документов к извещению об осуществлении закупки и технические характеристики опубликованные в структурированной форме на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок содержат множественные разночтения не позволяющие Заявителю определить точную потребность Заказчика к закупаемым товарам, а также корректно сформировать свое предложение на участие в закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседание Комиссии Управления представитель Заказчика явку не обеспечил, возражения по доводам жалобы не представил.
Таким образом, действия Заказчика разместившего противоречивую информацию в отношении описания объекта закупки нарушают п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований, химические, группировочные наименования.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В силу п. 1 ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении закупки установлено, что возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Однако согласно п.п. 10.3, 10.4 проекта контракта, контракт может быть расторгнут в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям. предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные ст. 95 Закона о контрактной системе.
Проанализировав указанные положения, Комиссия Управлениям отмечает, что информация, указанная в проекте контракта, противоречит информации указанной в извещении о закупке.
Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП обоснованной.
2. Признать в действиях РГБЛПУ "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать поскольку закупка отменена Заказчиком.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 1 марта 2024 г. N 009/06/106-16/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024