Резолютивная часть решения оглашена 04.03.2024 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N 44-ФЗ ), Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений, некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение ГБУЗ "Областной клинический онкологический диспансер" о включении информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медикэр" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Эптаког альфа активированный) для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (закупка N 0128200000122009296) в открытом заседании в присутствии представителя ООО "Медикэр" _ (доверенность от 10.01.2024 б/н).
01.03.2024 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 04.03.2024 года.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России.
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение ГБУЗ "Областной клинический онкологический диспансер" о включении информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медикэр" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Эптаког альфа активированный) для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (закупка N 0128200000122009296).
Из обращения заказчика Комиссией установлено следующее.
27.01.2023 между заказчиком и ООО "Медикэр" заключен контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Эптаког альфа активированный) для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (закупка N 0128200000122009296).
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта поставка товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в следующем порядке: в 2023 году по заявке заказчика в течение 10 дней с момента подачи заявки. Заявка подается по телефону или направляется по электронной почте.
Письмом N 17 от 18.12.2023 заказчик направил поставщику заявку на поставку оставшейся части товара по Контракту в количестве 5 упаковок.
В установленный Контрактом срок 28.12.2023 поставщик товар не поставил.
Письмом N 17/73 от 25.01.2024 заказчик потребовал исполнить заявку от 18.12.2023 в срок до 02.02.2024. Требование не было исполнено.
Таким образом, так как товар не поставлен как того требуется в соответствии с Контрактом в соответствии гражданским законодательством, Законом о контрактной системе в сфере закупок заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26 февраля 2024 Контракт расторгнут.
Представитель ООО "Медикэр" при рассмотрении обращения пояснил, что общество не имело умысла не поставлять часть товара.
На момент получения второй заявки заказчика на поставку лекарственного препарата закупленный препарат со сроком годности до 30.06.2024 перестал соответствовать требованиям к Техническим характеристикам поставляемого товара, согласно которым остаточный срок годности товара должен составлять не менее 12 месяцев на момент поставки. В данной связи общество обратилось к дистрибьютеру лекарственного препарата, который ответил, что на складе отсутствует требуемый лекарственный препарат с требуемым сроком годности.
Также представитель поставщика пояснил, что ООО "Медикэр" обращалось к заказчику о согласовании замены товара с меньшим сроком годности и со снижением цены на 10 %. Однако, заказчик данное предложение не согласовал.
Таким образом, представитель общества полагает, что в действиях общества признаков недобросовестности не имеется.
Изучив материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС установила следующее.
27.01.2023 между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" и обществом с ограниченной ответственностью "Медикэр" заключен контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Эптаког альфа активированный) для нужд ГБУЗВО "ОКОД". (далее - Контракт).
В соответствии с пунктоми 1.1-1.3 Контракта в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Эптаког альфа активированный) (ОКПД 2 - 21.20.10.132) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими характеристиками3 (приложение N 2 к Контракту).
Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в следующем порядке: в 2023 году по заявке заказчика в течение 10 дней с момента подачи заявки. Заявка подаётся по телефону или направляется по электронной почте.
Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу 600009, г. Владимир, ул. Каманина, д. 21, аптека (далее - Место доставки).
Как было установлено при рассмотрении обращения частично товар ООО "Медикэр" был поставлен, о чем свидетельствует размещенная в единой информационной системе товарная накладная о поставке товара, (что составляет 50 % от общего объема) и платежное поручение.
18.12.2023 заказчиком была направлена вторая заявка на поставку товара.
В установленный Контрактом срок 28.12.2023 поставщик товар не поставил.
Письмом N 17/73 от 25.01.2024 заказчик потребовал исполнить заявку от 18.12.2023 в срок до 02.02.2024. Однако, требование не было исполнено.
Таким образом, ввиду неисполнения Контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Раздел 12 контракта регулирует срок действия Контракта, изменение и расторжение Контракта.
Пунктом 12.3 Контракта определено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 1, частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ установлено, что о дносторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
2. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Следовательно, в рассматриваемом Контракте закреплено право заказчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как было указано выше 12 февраля 2024 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26 февраля 2024 решение вступило в силу, контракт расторгнут.
Рассмотрев имеющиеся документы и проанализировав материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС установила, что сроки, предусмотренные статьей Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком были соблюдены, следовательно, Заказчиком исполнен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае в пользу добросовестности ООО "Медикэр" говорит тот факт, что поставщиком поставлен и заказчиком оплачен товар в объеме 50 %.
Принимая во внимание все изложенные при рассмотрении обращения факты, в том числе факт исполнения контракта на 50%, Комиссия Владимирского УФАС России в действиях ООО "Медикэр" не усматривает факта недобросовестности, следовательно, приходит к выводу об отказе во включении ООО "Медикэр" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ГБУЗ "Областной клинический онкологический диспансер" о включении информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медикэр" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Эптаког альфа активированный) для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (закупка N 0128200000122009296).
Решение по делу о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение по делу о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 марта 2024 г. N 033/06/104-125/2025
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024