Резолютивная часть оглашена
28.02.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе комиссии,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "АЛЬЯНС-МЕД" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного запроса котировок на поставку перчаток медицинских смотровых для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" (извещение N 0342200006523000621, начальная (максимальная) цена контракта - 998 280,00 руб., ИКЗ 232631202313163120100100072610000244, цена контракта - 998 280,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
Между ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина" и ООО "АЛЬЯНС-МЕД" (далее - Поставщик, Общество) заключен контракт от 07.12.2023 N 143/24 на поставку перчаток медицинских смотровых. Цена контракта - 998 280,00 руб.
Пунктами 1.1, 1.2 Контракта определено, что предметом настоящего контракта является: Поставка перчаток медицинских смотровых для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" (далее - Товар).
Наименование, количество, характеристика, стоимость Товара указываются в Спецификации (приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 4.1 Контракта предусмотрено, что место, сроки, условия (периоды) поставки и порядок приема-передачи Товара, включая перечень документов по исполнению обязательств, предоставляемых Поставщиком, указываются в Техническом задании (Приложении N 2 к Контракту) и (или) Контракте.
Комплектность, технические и функциональные характеристики Товара должны соответствовать Приложению N 1 к Контракту (Спецификации).
Поставка Товара осуществляется отдельными партиями по ежемесячной заявке Заказчика. Заявка на поставку Товара подается посредством телефонной, факсимильной связи, телефонограммы или электронной почты до 25 числа текущего месяца в количестве, исходя из потребности Заказчика. Сроки поставки Товара отдельными партиями по ежемесячной заявке: в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения заявки.
Электронный адрес, телефон/факс Поставщика для направления заявки Заказчиком сообщается письменно на бумажном носителе в течение 1 рабочего дня со дня заключения контракта. Поставщик обязан письменно (на бумажном носителе, с подписью и печатью) посредством электронной почты (сканированный документ) или факсимильной связи уведомлять Заказчика о получении им заявок в день их получения.
В случае поставки Товара одной партией поставка осуществляется в срок, установленный Техническим заданием.
Заказчик по согласованию с Поставщиком может внести изменения в заявку.
Заказчик вправе потребовать от Поставщика представления образца Товара при единовременной поставке или перед поставкой первой партии Товара.
Непосредственно в день поставки товара Заказчику Поставщик формирует и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
Пунктом 5.2.1 Контракта определено, что Заказчик обязан направлять поставщику заявку на поставляемый Товар посредством телефонной, факсимильной связи, телефонограммы или электронной почты с указанием ассортимента и количества при осуществлении поставки по заявкам согласно Спецификации.
Пунктом 2.1 Приложения N2 к Контракту определено, что Поставка товара производится в течение 3 (трех) рабочих дней партиями на основании предварительных заявок Заказчика, подаваемых им по мере нуждаемости, в том или ином товаре согласно Приложению N 1 к Контракту (Спецификации), в период, с 01.01.2024 г. и по 30.06. 2024 г.
В соответствии с пунктом 2.2 приложения N2 к Контракту Поставщик осуществляет поставки товара только после получения от Заказчика заявки, в которой указываются: количество, наименование.
Заявка направляется Поставщику письменно по электронной почте в виде сканированной копии или иным способом, позволяющим зафиксировать дату, время, содержание, а также факт получения Заявки Поставщиком.
В соответствии с пунктами 6.2.1, 6.2.2 Контракта подрядчик обязан осуществить поставку Товара в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
В соответствии с условиями Контракта подрядчик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты поставки Товара, предусмотренные Контрактом. Срок предоставления информации о ходе исполнения принятых на себя обязательств составляет 2 (два) дня с момента получения запроса Заказчика.
Пунктами 11.1, 11.2 Контракта предусмотрено, что Контракт вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до 31.12.2024 года, а в части расчетов - до полного их завершения, если такое условие не будет противоречить положениям действующего законодательства.
Прекращение (окончание) срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта, если таковые имели место при исполнении условий Контракта.
Согласно пункту 11.8 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
11.01.2024 Заказчиком посредством электронной почты (указана в контракте alyans.med1@yandex.ru) в адрес Поставщика направлена заявка на поставку товара на сумму 84 580, 00 рублей. Заявка осталась без ответа, обязательства Обществом не исполнены.
26.01.2024 Заказчиком повторно направлена заявка на поставку товара, посредством электронной почты на электронный адрес Общества, указанный в контракте. Заявка также осталась без ответа, обязательства Обществом не исполнены.
02.02.2024 Заказчиком в адрес Поставщика направлено требование о поставке и уплате штрафа N 1159, в соответствии с которым Поставщиком оплачена неустойка (штраф, пеня) за неисполнение надлежащим образом обязательств, предусмотренных контрактом, что подтверждается платежным поручением N77 от 06.02.2024 на сумму 5 000, 00 рублей.
В связи с тем, что ООО "АЛЬЯНС-МЕД" не поставило товар, предусмотренный контрактом 08.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе 08.02.2024, вступило в силу 20.02.2024.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату рассмотрения обращений Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактами, Поставщиком не выполнены в полном объёме.
Подтверждения затруднения поставки товара с необходимыми Заказчику характеристиками, а также сведений о попытке запросить соответствующий товар у иных поставщиков - не представлено.
Доказательств совершения Участником действий, направленных на исполнение Контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
Невозможность исполнения Контракта в полном объеме Участником на заседании комиссии также не подтверждена.
ООО пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представило.
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно поставке перчаток смотровых. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по предоставлению медицинских услуг.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержится запись в отношении ООО "АЛЬЯНС-МЕД".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "АЛЬЯНС-МЕД" (ОГРН: 1236600045494, ИНН: 6679168004, КПП: 667901001; ул. Чайковского, д. 56, помещ. 29, г. Екатеринбург, 620142; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/ учредителе: Паршукова Анна Александровна (ИНН: 668607831608), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "АЛЬЯНС-МЕД", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителях общества Паршуковой Анны Александровны из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 марта 2024 г. N РНП-63-54
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024