Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Стройтрансавто" (далее - Заявитель) на действия МУ УКС Пермского округа (далее - Заказчик), ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган), комиссии ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее -Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство общественной территории в с. Лобаново ул. Научная от перекрестка с ул. Культуры до перекрестка с ул. Зеленая (изв. N0356500001424000183),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 22.02.2024 г. в 11:00 ч.
В ходе заседания Комиссией объявлен перерыв до 28.02.2024 г. с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001424000183 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на благоустройство общественной территории в с. Лобаново ул. Научная от перекрестка с ул. Культуры до перекрестка с ул. Зеленая.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.01.2024 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 21 437 956,64 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.02.2024 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 NИЭОК1 заявка Заявителя была (N11) отклонена Конкурсной комиссией по следующему основанию: п. 8 ч. 12 ст 48 Закона N 44-ФЗ - недостоверность информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Заявитель жалобы считает, что его заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме неправомерно отклонена Конкурсной комиссией, поскольку извещение о закупке вводит участников закупки в заблуждение тем, что в дизайн проекте размеры дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 указаны 900ммХ900мм, и заказчик требует указывать характеристики "в полном соответствии с дизайн проектом по ГОСТ 52289-2019", в то время как размеры, указанные в дизайн-проекте по второму типоразмеру, не соответствуют гост 52289-2019.
Представители Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии и Заказчика не согласны с доводами жалобы и считают отклонение заявки ООО "Стройтрансавто" ввиду предоставления недостоверной информации, правомерным, о чем подробно указали в своих письменных пояснениях, а также прокомментировали в ходе рассмотрения жалобы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о закупках, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
В соответствии с ч.19 ст.48 Закона о закупках в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:
1) заявка состоит из второй и третьей частей. Вторая часть должна также содержать информацию, предусмотренную подпунктом "а" (за исключением случая включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства) и подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Положения частей 3 - 10 настоящей статьи не применяются;
2) не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части поданных заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) действия, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, осуществляются не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с пунктом 2 настоящей части вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки;
4) не позднее одного часа с момента получения протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи оператор электронной площадки направляет заказчику третьи части заявок на участие в закупке, поданные участниками закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также размещает протокол, предусмотренный частью 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.
Согласно ч.11 ст.48 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с ч.12 ст.48 Закона о закупках при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание".
Согласно требованиям Технического задания:
Подрядчик обязан выполнить работы по благоустройству на объекте: "Благоустройство общественной территории в с. Лобаново ул. Научная от перекрестка с ул. Культуры до перекрестка с ул. Зеленая" в соответствии с:
1. дизайн проектом шифр: 01/03-2023 "Благоустройство общественной территории в с. Лобаново ул. Научная от перекрестка с ул. Культуры до перекрестка с ул. Зеленая" (Приложение N 1 к Техническому заданию);
2. действующими техническими регламентами, санитарными нормами и правилами, законодательством Российской Федерации.
Приложение N 2 к Техническому заданию - Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товаров, поставляемых при выполнении работ.
Так, в Извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены характеристики товаров, поставляемых при выполнении работ, в частности, требования к дорожным знакам 5.19.2.:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
||
Знак дорожный
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: |
25.99.29.190-00000002 |
Площадь знака дорожного |
< 5 |
Квадратный метр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Вид знака дорожного |
Знак дорожный |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Типоразмер знака дорожного |
II |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Тип световозвращающей пленки знака дорожного |
В |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Тип знака дорожного |
С световозвращающей поверхностью |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Исполнение |
В полном соответствии с дизайн-проектом по ГОСТ Р 52289-2019 |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Название |
Знак 5.19.2. Пешеходный переход |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Аналогичным образом требования установлены к дорожным знакам 5.19.1.
Заявитель в своей заявке указал следующее.
9 |
Знак дорожный (25.99.29.190/25.99.29.190-00000002) |
|
Страна происхождения товара |
Российская Федерация |
|
Количество |
10 (ШТ) |
|
Ставка НДС |
Без НДС |
|
Предлагаемые значения характеристик по позиции | ||
Площадь знака дорожного |
0.81 (м2) |
|
Вид знака дорожного |
Знак дорожный |
|
Типоразмер знака дорожного |
II |
|
Тип световозвращающей пленки знака дорожного |
В |
|
Тип знака дорожного |
С световозвращающей поверхностью |
|
Название |
Знак 5.19.1. Пешеходный переход |
|
Исполнение |
В полном соответствии с дизайн-проектом по ГОСТ Р 52289-2019 |
Аналогичным образом в заявке Заявителя указаны значения характеристик к дорожным знакам 5.19.2.
Согласно требованиям п. 5.1.2. ГОСТ Р 52289-2019 5.1.2 знаки, в том числе временные, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945 или ГОСТ Р 52290, размещаться на опорах по ГОСТ 32948 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.
В ГОСТ Р 52290-2004 установлена следующая таблица:
Исходя из данной таблицы сторона знака в соответствии с типоразмером II составляет 700 мм, в связи с чем площадь знака рассчитывается по формуле 700 мм х 700 мм = 0,49 м2. В соответствии с типоразмером II единственно верной площадью знака будет являться 0,49 м2.
В дизайн-проекте (Приложение к Техническому заданию) установлены требования к размерам металлических щитов, в том числе для металлических щитов, предназначенных для размещения дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2., в частности:
В п. 5.2.2 ГОСТ Р 52290-2004 указано, что допускается изготовлять знаки как односторонними, так и двусторонними, а также размещать изображения знаков на щите прямоугольной формы, кроме изображений знаков 2.1, 2.2, 2.4 и 2.5 и временных дорожных знаков с желтым фоном по 3.2.
Исходя из указанных требований конкурсной документации, следует, что заказчику требуются дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, размещенные на металлических щитах размером 900 х 900, при этом размер самого знака должен соответствовать типоразмеру II.
Таким образом Заявитель, указав в заявке на участие в конкурсе площадь дорожных знаков 5.19.1. и 5.19.2. - 0,81м2, предоставил недостоверную информацию о площади дорожного знака, соответствующего типоразмеру II.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Конкурсной комиссии нарушений положений Закона о закупках не имеется.
На довод Заявителя о том, что извещение о закупке вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в дизайн проекте размеры дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 указаны 900ммХ900мм, и заказчик требует указывать характеристики "в полном соответствии с дизайн проектом по ГОСТ 52289-2019", в то время как размеры, указанные в дизайн-проекте по второму типоразмеру, не соответствуют ГОСТ 52289-2019, Комиссией установлено следующее.
Согласно извещению, окончание срока подачи заявок - 16.02.2024 г.
При этом, жалоба Заявителем подана в адрес Пермского УФАС России лишь 19.02.2024 г., то есть по истечении установленных ч. 2 ст. 105 Закона о закупках сроков обжалования.
Таким образом, указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Как было установлено ранее, Заказчику требуются дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, размещенные на металлических щитах размером 900 х 900 (в соответствии с требованием дизайн проекта), при этом размер самого знака должен соответствовать типоразмеру II, и как следствие, довод Заявителя основан на неверном толковании положений Извещения, поскольку в дизайн-проекте указаны размеры для металлических щитков знаков.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтрансавто" на действия комиссии ГКУ ПК "Центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство общественной территории в с. Лобаново ул. Научная от перекрестка с ул. Культуры до перекрестка с ул. Зеленая (изв. N0356500001424000183) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройтрансавто" на действия МУ УКС Пермского округа, ГКУ ПК "Центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство общественной территории в с. Лобаново ул. Научная от перекрестка с ул. Культуры до перекрестка с ул. Зеленая (изв. N0356500001424000183) необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 февраля 2024 г. N 2635/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024