Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "ДКБ N 13" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АСК" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы внутреннего противопожарного водопровода с насосными станциями (изв. N 0356500002122000255),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 26.02.2024 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания был объявлен перерыв до 28.02.2024 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0356500002122000255 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по техническому обслуживанию системы внутреннего противопожарного водопровода с насосными станциями. Начальная (максимальная) цена контракта - 255 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
10.01.2023 г. между Заказчиком и ООО "АСК" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию системы внутреннего противопожарного водопровода с насосными станциями на сумму 58 650,00 руб. (далее - Контракт).
Предмет, условия Контракта, взаимодействие сторон, место и сроки оказания услуг указаны в разделе N 1, 2, 3, 4 Контракта соответственно.
В частности, в условиях Контракта указано следующее:
1.1. Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услугу по техническому обслуживанию системы внутреннего противопожарного водопровода с насосными станциями (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
2.1. Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) (приложение к настоящему Контракту, приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта.
4.1. Услуги оказываются в сроки, указанные в Контракте. Начало оказания услуг - 09.01.2023 г.
Окончание оказания услуг - 31.12.2023 г.
4.3. Место оказания услуг: г. Пермь, ул. Лебедева, 44; ул. Бушмакина, 19.
В связи с тем, что Исполнителем были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из документов, размещенных Заказчиком в ЕИС, следует, что при исполнении контракта Исполнителем в ноябре и декабре 2023 года нарушены его условия, а именно:
- отсутствуют записи в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты Лебедева, 44, Бушмакина. 19 (п. 2 приложения N 1 Контракта);
- не составлены инструкции по эксплуатации насосных станций - Лебедева, 44, Бушмакина, 19 (п. 1. приложения N 1 Контракта);
- не выполнены схемы противопожарного водоснабжения и схемы обвязки насосов - Лебедева, 44, Бушмакина, 19 (и. 1., пп. 7 п. 4. приложения N 1 Контракта);
- не выполнена проверка работоспособности ВПВ кранов - Лебедева, 44 - 11 шт.. Бушмакина, 19 - 3 шт. (пп. 9 п. 4. приложения N 1 Контракт);
- не выявлена и не устранена течь насосной станции - Бушмакина, 19 (п. 1., пп. 5 п. 4. приложения N 1 Контракта);
- не выявлена и не устранена течь на трубе противопожарного водопровода - Бушмакина.
19 (п. 1., пп. 1 п. 4. приложения N 1 Контракта); '
- не выявлен и не заменён сломанный рычаг крана противопожарного водопровода - Бушмакина, 19 (п. 1пп. 3 п. 4. приложения N 1 Контракта);
- не выявлена и не устранена причина неисправности прибора управления насосной станции - Бушмакина, 19 (п. 1., пп. 5 п. 4. приложения N 1 Контракта).
По указанным причинам Заказчиком было отказано в подписании документов о приёмке от 12.12.2023 N 1 и от 22.12.2023 N 1/12.
Так же в адрес Исполнителя было направлено письмо от 22.12.2023 г. N 1226 с указанием недостатков оказанных услуг.
До завершения срока оказания услуг по Контракту указанные недостатки устранены не были.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 09.02.2024 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 09.02.2024 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.02.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
20.02.2024 г. информация об ООО "АСК" направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях представитель ООО "АСК" указал, что, по мнению Общества, решение Заказчика об одностороннем отказе было принято после истечения срока исполнения контракта. За неисправности, выявленные после истечения срока исполнения контракта, ООО "АСК" ответственности не несет, в виду того что в данный период (а именно после истечения срока исполнения контракта) работы по техническому обслуживанию не проводились.
Представитель Общества также указал, что журналы по техническому обслуживанию системы внутреннего противопожарного водопровода были переданы Заказчику. Инструкции и схемы эксплуатации, схемы противопожарного водоснабжения и схемы обвязки насосов имеются в составе проектной документации. Разработка иной проектной документации не была предусмотрена контрактом, кроме того такая разработка требует наличия свидетельства СРО.
В материалы обращения представителем Общества приложены фото насосной станции по адресу: Бушмакина, 19. Представитель Общества указал, что данные фото выполнены 26.02.2024 г. и свидетельствуют об отсутствии неисправности.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что по представленным фото насосной станции невозможно установить дату выполненных снимков, место, в котором они были выполнены, а также определить исправность данной насосной станции.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - ПП РФ N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
Кроме того, согласно информации, полученной при помощи функционала ЕИС, стоимость исполненных Обществом обязательств равна 48 875,00 руб., что составляет 83,3% от всей совокупности обязательств.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Обществом, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "АСК" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "АСК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 февраля 2024 г. N РНП-59-77
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024