рассмотрев обращение (вх.N 2723/24) МКУ "Управление капитального строительства и благоустройства Октябрьского городского округа Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Туманяне Г.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на устройство тротуара в р.п. Сарс по ул. Мира (изв.N 0356500001423003886),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001423003886 Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на устройство тротуара в р.п. Сарс по ул. Мира. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 007 199,26 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 22.02.2024 N 1910/24) рассмотрение обращения было назначено на 26.02.2024 в 15:30 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.02.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
30.08.2023 г. между Заказчиком и ИП Туманяном Г.А. (далее - Подрядчик) заключен контракт на устройство тротуара в р.п. Сарс по ул. Мира (далее - Контракт). Цена контракта - 830 000,00 руб.
В связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 07.02.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 8 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 8 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что согласно п. 1.4, 1.5 Контракта сроком начала выполнения работ является 04.09.2023 г., окончанием - 16.10.2023 г. Письмом от 13.09.2023 N 487 Подрядчику было направлено требование приступить к производству работ в срок до 15.09.2023. Письмом от 27.09.2023 N 522 Подрядчику было направлено требование приступить к производству работ в срок до 15.09.2023. Подрядчик к работам приступил, но с 13.10.2023 г. производство работ остановил в одностороннем порядке, что подтверждается письмом Подрядчику от 18.10.2023 N 597. Далее производство работ не производилось. В адрес Заказчика 04.12.2023 было направлено письмо Подрядчика о том, что частично выполнены работы по установке бортовых камней и устройству основания, подрядчик приостанавливает работы до наступления благоприятных условий. По состоянию на 07.02.2024 просрочка окончания работ составляет 114 дней. Срок окончания выполнения работ является неопределенным.
Поскольку на 07.02.2024 г. Подрядчиком работы, предусмотренные Контрактом, работы не выполнены, а просрочка составила 114 дней, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 30.01.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3595189916223000061 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 07.02.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 96 Закона о закупках срок Подрядчиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.02.2024 г. Информация об ИП Туманяне Г.А. была направлена в адрес Пермского УФАС России 21.02.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что во время исполнения работ по Контракту Заказчик воспрепятствовали добросовестному исполнению обязательств, умышленно затягивая исполнение и чиня препятствия необоснованно ссылаясь на нормативы, не относящиеся к предмету контракта, а также игнорировали запросы подрядчика о предоставлении проектной и иной технической документации для производства работ. При возведении новых объектов благоустройства (чем и является данный объект) по законодательству требуется разработка проектной и рабочей документации (в том числе сметной) с прохождением государственной экспертизы в которой должны быть указаны параметры объекта, требования к производству работ, материалов и пр. В Контракте данная документация полностью отсутствует, что усложняло Подрядчику выполнение работ по Контракту в рамках действующих нормативов. Несмотря на это Подрядчик гарантировал и выполнил качественно работы согласно действующих нормативов на объекте, а также не отказывался от исполнения Контракта, поскольку на объекте были выполнены работы по подготовке территории, планировке, частичная установка бордюра и завезены основные объемы материалов. Заказчик при проведении работ на систематической основе предъявлял претензии как в устном, так и в посменном виде по качеству работ, Подрядчик в свою очередь устранял и гарантировал выполнение работ согласно нормативам. На подведомственной территории Октябрьского городского округа производились аналогичные работы, другими подрядными организациями, которые производили работы по аналогичной технологии без каких-либо претензий со стороны Заказчика и уполномоченных лиц администрации. В связи с препятствиями со стороны Заказчика и затягиванием сроков работ Подрядчик с опозданием и в связи с установившейся холодной погодой и зимним периодом не смог до конца исполнить обязательства по Контракту при этом направлял заказчику предложение о продлении сроков работ и даже при отрицательном решении в продлении не отказывался от выполнения работ и оплаты штрафных санкции в связи с просрочкой. 30.11.2023 года в адрес Заказчика было направленно уведомление от Подрядчика об окончании работ по Контракту, все работы были выполнены согласно условий и требований Контракта, технического задания и нормативов, относящихся к предмету контракта, все замечания, выдаваемые Заказчиком во время проведения работ, были устранены. Также в адрес Заказчика была предоставлена исполнительная документация по объекту в полном объеме согласно требованиям (с приложением актов скрытых и выполненных работ, лабораторных испытаний, фотоотчета по выполненным работам). В ЕИС 03.12.2023 г. были подгружены приемо-сдаточные документы и направлены Заказчику для подписания. Комиссия Заказчика по приемке указанного объекта не была назначена, поступил официальный отказ в приемке без обоснования причин, что в свою очередь нарушает условия приемки по Контракту, Закону о закупках, а также Гражданский кодекс Российской Федерации. Устные требования Заказчика о предоставлении лабораторных испытаний проб асфальта не являются основанием для мотивированного отказа так как данные требования к Подрядчику отсутствуют в условиях Контракта и его приложениях. Кроме того, Заказчик, выявивший визуально в ходе приемки работ недостатки, ссылаясь на них при отказе от подписания акта приемки нарушает законодательство. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ лишь в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в муниципальном контракте цели и не могут быть устранены Подрядчиком или Заказчиком. В данном случае тротуар полностью выполнен и готов к эксплуатации.
В письменных дополнениях Заказчик указал, что согласно Градостроительного кодекса РФ выполнение работ по устройству тротуара не требует разработки проектной документации и прохождения государственной экспертизы, а технической документацией является Приложение N 1 и Приложение N 2 контракта в соответствии с которой и должны были выполняться работы. Кроме того, Подрядчику была предоставлена возможность знакомится с условиями контракта и иной прилагаемой документацией до проведения процедуры закупки и просить от Заказчика разъяснений. Но от Подрядчика требований о предоставлении разъяснений условий контракта не поступало. Подписание контракта предполагает, что Подрядчик ознакомлен с условиями контракта и согласен с ними.
О выполнении дополнительных работ на объекте Подрядчик Заказчика не уведомлял. Также Подрядчик не представил доказательств, подтверждающих устранение недостатков. Не было представлено доказательств того, что неисполнение обязательств по контракту возникло по независящим от Подрядчика обстоятельствам.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Относительно довода Подрядчика о том, что Контракт должен содержать проектную и рабочую документацию Комиссия отмечает, что на этапе проведения закупки Подрядчик был ознакомлен с содержанием извещения о проведении закупки. Положения такого извещения в части отсутствия проектной документации Подрядчиком не обжаловались. Доказательств необходимости проектной документации для выполнения работ в материалы обращения не представлены.
Также согласно переписке сторон, Заказчиком была предъявлена претензия относительно прочности бетонной смеси, используемой Подрядчиком при производстве работ. В силу приложения N 2 к Техническому заданию при выполнении работ подрядчиком должны быть использованы смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В15 (М200). В соответствии с протоколом лабораторных испытаний 847-20АО/2023 класс бетона по прочности составляет В 3,5. В ответе на письмо Заказчика N 597 от 18.10.2023 г. Подрядчик указал, что приставленный протокол 847-20АО/2023 указывает на то, что измерения прочности бетонной смеси выполнены спустя 5 суток после взятия проб, когда согласно требований, указанных в ГОСТах (ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия; ГОСТ 18105-2018 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности; ГОСТ-Р-56587-2015 Смеси бетонные. Методы определения сроков схватывания.) набор прочности бетона осуществляется не менее чем за 28 суток. Исходя из этого в протоколе указана прочность на первые 5 суток, что составляет 17,6% от полного набора прочности, то есть марочная прочность взятого бетонного раствора через 28 суток (после полного процесса гидратации) согласно требованиям и методам, указанных в ГОСТ, составит не менее В15.
В материалы обращения Подрядчиком также был представлен протокол лабораторных испытаний 846-20АО/2023 бордюрных камней, подтверждающий их соответствие классу прочности В22,5, соответствующий условиям Контракта, переписка сторон, исходя из которой Подрядчик от выполнения работ не уклонялся, был готов сдать выполненные работы, о чем свидетельствуют документы о выполнении работ.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в Единой информационной системе ИП Туманян Г.А. с 2021 г. исполнил 22 контракта. Следовательно, ИП Туманян Г.А. добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Туманяне Г.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Туманяне Г.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 февраля 2024 г. N РНП-59-78
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024