Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, А.Н. Пшенникова, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- КГКУ "Туристский информационный центр Красноярского края" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ИП Тишенко Н.В., установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений об ИП Тишенко Н.В. (далее - ИП, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и исполнителя, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС). Таким образом, заказчик и исполнитель считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
В заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу приняли участие представитель заказчика, представитель ИП.
Также к моменту проведения указанного заседания Комиссии ИП в адрес Красноярского УФАС России были представлены документы и информация в соответствии с уведомлением о проведении проверки, при том обстоятельстве, что лица, привлеченные к рассмотрению обращения по существу, заблаговременно были уведомлены о необходимости предоставления документов и информации в соответствии с уведомлением о проведении проверки.
Из обращения заказчика, следует, что между заказчиком и ИП был заключен контракт на оказание услуг по организации и проведению интерактивных экскурсий "Енисейской Сибири" с целью продвижения туристского потенциала Красноярского края.
Поскольку ИП было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: в соответствии с условиями контракта услуги не были оказаны в полном объеме, заказчиком 09.02.2024 было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления ИП нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранил, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Со стороны ИП Комиссии были представлены в письменной форме пояснения о причинах, препятствовавших ИП в исполнении надлежащим образом условий контракта, с приложением документов, подтверждающих, по мнению ИП, отсутствие фактов недобросовестности его действий при исполнении контракта.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и ИП к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в ЕИС при проведении запроса котировок в электронной форме, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом - Агентством государственного заказа Красноярского края были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме ЗК-N-24034/23 "Оказание услуг по организации и проведению интерактивных экскурсий "Енисейской Сибири" с целью продвижения туристского потенциала Красноярского края" с установлением начальной (максимальной) цены контракта 2 491 500,00 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.12.2023 N ИЗК1 с ИП Тишенко Н.В. был заключен контракт от 29.12.2023 N298/1223 на сумму 2 491 500,00 рублей.
В соответствии с разделом 1 контракта: "Исполнитель обязуется оказать услуги по организации и проведению интерактивных экскурсий "Енисейской Сибири" с целью продвижения туристского потенциала Красноярского края (далее по тексту - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте".
Разделом 3 контракта предусмотрено: "Исполнитель обязан: исполнитель обязан передать заказчику вместе с оказанными услугами (этапом услуг) информационный отчет и фотоотчет".
Разделом 4 контракта предусмотрено: "Срок оказания услуг: с даты заключения контракта, до 30.09.2024.
4.3. Периодичность оказания услуг - еженедельно в выходные и праздничные дни по заявке заказчика (приложение N 2 к контракту)".
Таким образом, исполнителю надлежало начать оказывать услуги с 01.01.2024. Кроме того, ИП по условиям контракта, а именно пункта 2 раздела 5 технического задания являющегося приложением N1 к контракту надлежало в том числе осуществить подготовку программы интерактивных экскурсий, в том числе написание текстов для мастеров о том или ином сувенире, с информацией о значении узоров и изготавливаемых предметов для коренных народов Енисейской Сибири, а также написание текстов для представителя коренных малочисленных народов севера Красноярского края о быте и жизни народов севера Красноярского края, а также национальные костюмы, традиционный чай, музыкальные инструменты.
Указанное надлежало направить на согласование с Заказчиком посредством электронной почты mail@visitsiberia.info в течение 5 (пяти) календарных дней с даты заключения контракта.
Исполнителю также надлежало провести экскурсии в соответствии с условиями контракта, а также в соответствии с техническим заданием.
Заказчик и поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе (пункт 8.2 контракта).
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и ИП в материалы проверки, Комиссия установила, что в нарушение пункта 2 раздела 5 технического задания являющегося приложением N1 к контракту ИП не представил на согласование заказчику национальные костюмы, традиционный чай, музыкальные инструменты, разработанный план интерактивных экскурсий, список сотрудников интерактивных экскурсий, концепции проведения экскурсий.
Согласно представленным пояснениям ИП был заключен договор субподряда NМК20231229 от 29.12.2023 с ИП Бандуриной М.А. согласно которому ИП Бандурина М.А. оказывает услуги по организации и проведению интерактивных экскурсий с "Енисейской Сибири" с целью продвижения туристского потенциала Красноярского края, цена договора составляет 2 385 450,00 рублей.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что за январь услуги ИП Бандуриной М.А. были оказаны, что подтверждается подписанными актами оказания услуг, а также платежными поручениями N18 от 15.01.2024 на сумму 83 700,00 рублей, N38 от 22.01.2024 на сумму 27 900,00 рублей, однако, в нарушение условий контракта ИП в адрес заказчика не были представлены на согласование указанные выше документы, а также не представлен отчет о проделанной работе за январь. Услуги за февраль оказаны не были.
Вместе с тем согласно письменным пояснениям ИП не оказание услуг за февраль произошло ввиду не оплаты договора субподряда между ИП и ИП Бандуриной М.А. причиной указанного факта послужила болезнь ИП, а также переустановка программного обеспечения УФНС РФ по Челябинской области в Центральном районе города Челябинска, однако, доказательств подтверждающих указанные доводы в адрес Комиссии представлены не были. Указанные обстоятельства также не были доведены до сведения заказчика.
Согласно письменным пояснениям заказчика ИП представил в адрес заказчика на согласование расписание экскурсий на январь только 05.02.2024. После того, как заказчиком в адрес ИП были направлены претензии согласно которым заказчик требует исполнить условия по контракту, а также оплатить неустойки.
Представителем ИП указанный довод опровергался с указанием на тот факт, что ИП были направлены письма в адрес заказчика на согласование.
Относительно направленных доказательств об отправке документов на согласование за февраль Комиссия отмечает, что исполнителем и заказчиком указывается противоречивая друг другу информация из содержания которой следует, что со стороны исполнителя в адрес заказчика направлены документы на согласование, а именно: национальные костюмы, традиционный чай, музыкальные инструменты, разработанный план интерактивных экскурсий, список сотрудников интерактивных экскурсий, концепции проведения экскурсий, заказчиком данный факт отрицается.
Со стороны исполнителя и заказчика на указанные ими доводы представлены скриншоты с прямо противоположной информацией. В связи с изложенным Комиссия лишена возможности считать скриншоты представленные исполнителем надлежащим исполнением условий контракта.
Вместе с тем даже в случае действительного направления таких писем ИП не были предприняты все меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно: ИП не давал ответы на претензии заказчика, не представил отчет об оказанных услугах за январь, не была произведена оплата услуг в полном объеме по договору субподряда с ИП Бандуриной М.А., не были оплачены неустойки, не были оказаны услуги за февраль.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что ИП не исполнил обязательства по контракту по причинам, зависящим от заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Таким образом, услуги по организации и проведению интерактивных экскурсий "Енисейской Сибири" не были оказаны, что негативно отразилось на продвижении туристского потенциала Красноярского края.
Исходя из вышеизложенного, ИП не были оказаны услуги в полном объеме, Комиссия также отмечает, что не оказание услуг не может свидетельствовать о добросовестных действиях ИП направленные на исполнение условий контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что ИП не предпринимал попытки исполнить обязательства по контракту надлежащим образом, указанное также выразилось в отсутствии контроля со стороны ИП за исполнением условий субподрядчиком, в не оплате его услуг.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать ИП нарушившим существенные условия контракта.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Кроме того, Комиссия учитывает, что в результате не оказания услуг по проведению экскурсий негативно влияет на продвижение туристического потенциала Красноярского края. Тот факт что ИП не проявил надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предпринял действий по принятию всех необходимых мер для исполнения надлежащим образом предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен надлежащим образом, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что ИП были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта ИП Комиссии не представил.
Учитывая не оказание услуг и фактическое, по мнению заказчика, их неисполнение исполнителем, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 8.2 контракта, частями 8, 9, 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 09.02.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 09.02.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 09.02.2024 исполнитель в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если исполнитель не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Поскольку, по мнению заказчика, исполнитель в срок до 19.02.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 20.02.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении общества. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ИП Тишенко Н.В. (ИНН 745107771000) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.02.24 |
22.02.24 |
20.02.24 |
0 |
20.02.24 |
28.02.24 |
28.02.24 |
0 |
04.03.24 |
04.03.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай
|
|
А.Н. Пшенникова |
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 февраля 2024 г. N 024/10/104-438/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024