рассмотрев материалы дела N065/10/104-111/2024 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сахалин-Гермес";
УСТАНОВИЛА:
28.02.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (ИНН 6501149676) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сахалин-Гермес" (ИНН 6500001814), в том числе в отношении директора Изборг Натальи Алексеевны (ИНН 740102661075) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам запроса котировок в электронной форме по объекту: "Поставка офисной мебели" (извещение N 0361200015023006872).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 04.12.2023 между сторонами заключен государственный контракт, согласно которому Поставщик принимает на себя обязательства по Поставке офисной мебели. Однако обязательства по контракту не исполнены, в связи, с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответствия информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок, установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 раздела III орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
12.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
04.12.2023 между сторонами заключен государственный контракт N 6872, в соответствии с пунктом 1.2 которого Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по Поставке офисной мебели (далее - Товар) в количестве, ассортименте и в соответствии с характеристиками, указанными в спецификации (Приложение N 1), в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Цена настоящего Контракта составляет 298 000 (двести девяносто восемь тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается, на основании пункта 2 статьи 346.11 НК РФ.
Поставка Товара должна быть осуществлена в срок с даты заключения контракта до 20 декабря 2023 года
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного Заказчиком с использованием усиленной электронной подписи в единой информационной системе и действует до 31.12.2023
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, а также в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ.
Как следует из представленных в материалах дела документов и пояснений общества Корпусная мебель по позициям NN 1-7 Спецификации Контракта - куплены у производителя ООО "МС-ОфисПро" (торговая марка "МебельСтиль"), что подтверждается счетом на оплату товара N ЦБ-53049 от 08 декабря 2023 года, оплаченным в полном объеме согласно платежному поручению N 991152 от 08 декабря 2023 года и платежному поручению N 991171 от 08 декабря 2023 года. Стоит отметить, что корпусная мебель в цвете декора "Рэд Фокс" не является складской программой, изготавливается исключительно по индивидуальному запросу сроком до 8 недель.
Кресло офисное по позиции N 8 Спецификации Контракта - находилось на складе общества в г. Южно-Сахалинск в наличие, куплена партия для реализации на территории Сахалинской области у производителя ИП Иванов Сергей Александрович (торговая марка "Метта"), что подтверждается счетом на оплату товара N АА-1565 от 12 сентября 2022 года, оплаченным в полном объеме согласно платежному поручению N 100113 от 25 сентября 2022 года.
Кресло офисное по позиции N 9 Спецификации Контракта и Стулья на деревянном каркасе по позиции N 10 Спецификации Контракта - куплены у производителя ООО "Бюрократ", что подтверждается счетом на оплату товара N БЮР18-0098/VM740237 от 05 декабря 2023 года, оплаченным в полном объеме согласно платежному поручению N 114 от 10 декабря 2023 года.
Стулья на металлическом каркасе по позиции N 11 Спецификации Контракта - куплены у производителя ООО ПКФ "Мебельная фабрика" (торговая марка "Аленсио"), что подтверждается счетом на оплату товара N МФ00007461 от 30 ноября 2023 года, оплаченным в полном объеме согласно платежному поручению N 991156 от 08 декабря 2023 года.
Шкаф для одежды деревянный по позиции N 12 Спецификации Контракта - куплен у производителя ИП Казаков Олег Викторович (торговая марка "Программа Т"), что подтверждается счет-договором на оплату товара N 3822 от 07 декабря 2023 года, оплаченным в полном объеме согласно платежному поручению N 991151 от 08 декабря 2023 года.
08 декабря 2023 года на официальную электронную почту Заказчика, указанную в государственном контракте, gkh@sakhalin.gov.ru, направлено информационное письмо N Б/Н от 18 декабря 2023 года, в котором общество предлагало на согласование образец (внешний вид) кресла офисного по позиции N 8 Спецификации Контракта, а также просило уточнить конфигурацию приставной офисной тумбы по позиции N 2 Спецификации Контракта.
18 декабря 2023 года Заказчику, направлено гарантийное письмо на поставку товара N Б/Н от 18 декабря 2023 года), в котором сообщалось о задержках при поставке товара и о причинах, повлекших такие задержки. В письме подробно предоставлена информация по местонахождению каждой позиции товара согласно Спецификации Контракта, ожидаемые сроки поставки, а также предоставлены соответствующие транспортные документы для подтверждения действий по исполнению обязательств по государственному контракту.
Важно отметить, что в гарантийном письме Общество также сообщало о своём намерении исполнить обязательства, принятые согласно государственного контракта N 6872, гарантировало поставить товар согласно Спецификации Контракта и оплатить пени, начисленные за несвоевременную поставку товара в добровольном порядке.
29 декабря 2023 года посредством ЕИС Заказчик направил претензию с просьбой в срок до 25 января 2024 года осуществить поставку офисной мебели в количестве, ассортименте и в соответствии с характеристиками, указанными в Спецификации, предусмотренные Контрактом.
11 января 2024 года обществом направлено гарантийное письмо на поставку товара N Б/Н от 11 января 2024 года, в котором сообщалось о задержках при поставке товара и о причинах, повлекших такие задержки. В письме обновлена и указана актуальная информация по местонахождению каждой позиции товара согласно Спецификации Контракта, ожидаемые сроки поставки.
22 января 2024 года Обществом направлено гарантийное письмо на поставку товара N Б/Н от 22 января 2024 года, в котором сообщалось, что корпусная мебель от производителя ООО "МС-ОфисПро" (позиции NN 1-7 Спецификации Контракта) прибыла в г. Южно-Сахалинск, при приемке обнаружен факт недостачи товара, а именно отсутствие следующей мебели по позициям Спецификации: N 1, N 2, каркас гардероба N 5, каркас шкафа N 6. Недогруженные позиции по договоренности отданы производителем ООО "МС-ОфисПро" по счету N ЦБ-53049 от 08 декабря 2023 года без оплаты. Товар отгружен 31 января 2024 года совместно со стульями на металлическом каркасе по позиции N 11 Спецификации Контракта.
Задержки в сроках поставки товаров связаны со сложностями со стороны ОАО "РЖД", независящими от общества, а именно ограничения в отправке контейнерных поездов, скопления вагонов с порожними и гружеными контейнерами, необеспечения выгрузки на станциях отправления и назначения, суровые погодные условия и температурный режим ниже нормы в период с середины декабря 2023 года.
22 февраля 2024 года обществом направлено гарантийное письмо N Б/Н от 11 января 2024 года, в котором сообщалось, что на складе общества в г. Южно-Сахалинск находится 85% товара по государственному контракту, а именно: корпусная мебель по позициям N 3, N 4, двери гардероба N 5, двери шкафа N 6, двери тумбы N 7, кресло офисное по позиции N 8, кресло офисное по позиции N 9, стулья на деревянном каркасе по позиции N 10, шкаф для одежды деревянный по позиции N 12, ООО "Сахалин-Гермес" готово произвести частичную поставку товара, который находился в г. Южно-Сахалинск в адрес Заказчика.
В период с 29 ноября 2023 года по 26 февраля 2024 года со стороны Общества предприняты всевозможные попытки надлежащим образом исполнить обязательства по государственному контракту N 6872 от 04 декабря 2023 года. Однако, несмотря на все прилагаемые усилия, общество было фактически лишено возможности исполнить обязательства по государственному контракту ввиду существенных изменений обстоятельств для сторон, которые не могли быть предвиденными.
В связи с этим, Комиссия не находит в действиях общества недобросовестных и умышленных несоблюдении условий по контракту.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются только такие сведения, которые подтверждают факт недобросовестности исполнителя, основанные на результатах проведенной антимонопольным органом проверки представленных службой информации и документов, свидетельствующих об умышленной направленности действий исполнителя на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Следовательно, основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение исполнителя от заключения контракта или от исполнения его условий, которое явно подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения заключенного контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Последовательно проанализировав взаимоотношения сторон в рамках заключенного государственного контракта, Комиссия Сахалинского УФАС не усмотрела в действиях общества недобросовестного поведения, направленного на несоблюдение срока выполнения работ либо иного умышленного уклонения от выполнения государственного контракта, поскольку термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестных характер поведения победителя аукциона.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о принятии общества всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта и отсутствии фактов неисполнения своих обязательств вследствие недобросовестного поведения, совершения умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, при этом достаточных и достоверных доказательств обратного заказчиком на заседание Комиссии не представлено.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (ИНН 6501149676) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сахалин-Гермес" (ИНН 6500001814), в том числе в отношении директора Изборг Натальи Алексеевны (ИНН 740102661075) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам запроса котировок в электронной форме по объекту: "Поставка офисной мебели" (извещение N 0361200015023006872) - в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Е.Э. Осташова
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Подпись |
Ил Дя Ким
|
|
Подпись |
Бок Сун Ким
|
Исп.Ким И.Д.
тел.8 (4242) 55-70-24
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 марта 2024 г. N 065/10/104-111/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024