Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Муртузалиевой К.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "АЛМА-МЕД" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008424000279 "Оказание услуг по аренде цифрового маммографического аппарата" (далее - Аукцион),
при участии представителя Заявителя - Елфимова Д.Б. (по доверенности), Заказчик, Уполномоченный орган - отсутствуют (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
21.02.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствие извещения об осуществлении закупки требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
14.02.2024 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение (в ред. 17.02.2024) о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 45 560 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не установивших в извещении о проведении закупки код товара по КТРУ.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении о проведении закупки установлен код 77.39.19.116 - Услуги по аренде и лизингу приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемых в медицинских целях.
При этом в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрено оказание услуг аренды медицинского оборудования, например, Товаров, которые предусмотрены позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 26.60.11.113-00000089 - "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки не содержит соответствующие позиции КТРУ.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что нарушает требования п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контактной системе.
В связи с изложенным, довод жалобы Заявителя признается обоснованным.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам закупаемого товара, которым по совокупности параметров соответствует только конкретная модель единственного производителя.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По мнению Заявителя, совокупность установленных требований к товару, указанным в Техническом задании к извещению, ограничивают количество участников закупки и указывает на закупку медицинского изделия единственного производителя, в частности на маммографический аппарат - Mammomat Revelation производителя Сименс Хелскэа ГмбХ, Германия.
Заказчиком не представлены надлежащие доказательства подтверждающие наличие не менее чем двух производителей подходящие под требования описания объекта закупки. Доводы Заявителя изложенные в жалобе не опровергнуты и доказательств наличия товара разных производителей соответствующие всем позициям описания объекта закупки, не представлены.
Таким образом, Заказчиком в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, которым по совокупности параметров соответствует только конкретная модель единственного производителя, а также отсутствуют подходящие под требования заказчика товары, которые в совокупности с иными характеристиками данных товаров влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, описание объекта закупки в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
3. Согласно доводу Заявителя, положения пункта 5.10 проекта контракта нарушают положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Пункт 5.10 проекта контракта гласит "В день поставки оборудования Арендодатель представляет Арендатору следующие документы:
- регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзора) или Минздрава РФ (на товар, подлежащий обязательной регистрации);
- сертификат соответствия (на товар, подлежащий обязательной сертификации) либо декларацию о соответствии (на товар обязательное подтверждение соответствия которой, осуществляется в форме принятия декларации о соответствии);
- инструкцию пользователя (руководство по эксплуатации) на медицинское оборудование на русском языке;
- гарантийный талон (сертификат) или иной документ с записями о гарантийных обязательствах Производителя (Продавца) и Арендодателя;
- технический паспорт на медицинское оборудование или иной документ, содержащий все существенные технические характеристики медицинского оборудования, на русском языке;
- акт приема-передачи Оборудования в аренду (3 экземпляра).
В случае не предоставления документов, Арендатор предъявляет претензии Арендодателю в порядке статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации.".
Заявитель указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2425) медицинское изделие, являющееся объектом закупки, не подлежит обязательной сертификации или декларированию о соответствии.
Также в соответствии с пунктом 3 Постановления N2425 сертификаты соответствия и декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982 (утратил силу с 01.09.2022), выданные (принятые) до дня вступления в силу Постановления N2425, считаются действительными до окончания срока, установленного в них в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не позднее 1 сентября 2025 г.
Таким образом, документ, подтверждающий соответствие оборудования, выданный уполномоченными органами (организациями), на момент поставки может утратить силу, но при этом получать новый законодательство производителя не обязывает
В своих письменных возражениях Заказчик не согласился с выводами Заявителя и указал, что в соответствии с пунктом 3 Постановления N2425 сертификаты соответствия и декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982 (утратил силу с 01.09.2022), выданные (принятые) до дня вступления в силу Постановления N2425, считаются действительными до окончания срока, установленного в них в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не позднее 1 сентября 2025 г.
В связи с этим, довод Заявителя, что на момент поставки документ может утратить силу является необоснованным так как окончание подачи заявки и поставки оборудования предусмотрено в 2024 г.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Доводов и доказательств, свидетельствующих об установлении требований, влекущих ограничение количества участников закупки и не позволяющих объективно заполнить заявку на участие в Аукционе, жалоба Заявителя не содержит.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. В жалобе Заявителя указывается, что Заказчиком в проекте контракта установлена противоречивая информация в отношении сроков оплаты за оказанную услугу.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В пункте 3.2 Проекта контракта установлено: "Оплата осуществляется Арендатором за счет средств бюджетного учреждения путем перечисления денежных средств на расчетный счет Арендодателя, в течение 7 дней с даты подписания Арендатором акта оказанных услуг и предоставления Арендодателем счета, счета-фактуры (если Арендодатель является плательщиком НДС), или универсального передаточного документа (при наличии).
Платежи к уплате осуществляются Арендатором по истечению арендного периода в течение 30 календарных дней после подписания акта оказания услуг и выставления счета на оплату услуги".
Следовательно, проект контракта содержит противоречивые сведения в отношении сроков оплаты за оказанную услугу.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
5. Заявитель указывает, что положения пункта 2.1.10 проекта контракта нарушают требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 2.1.10 Проекта контракта установлено: "Исполнять указания Арендатора, не противоречащие условиям настоящего Контракта".
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Доводов и доказательств, свидетельствующих о нарушении данным пунктом проекта контракта требований Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя не содержит.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в случае неясности положений извещения об осуществлении закупки Заявитель имел право направить запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
По мнению Комиссии, неясность для участника закупки положений извещения об осуществлении закупки, не свидетельствует о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. Заявитель указывает, что положения пункта 5.9 проекта контракта нарушают требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 5.9 Проекта контракта установлено: "Арендодатель обеспечивает выполнение сервисных и ремонтных работ специалистами, имеющих лицензии на техническое обслуживание медицинской техники и/или свидетельство об обучении от производителя Оборудования".
В своих письменных возражениях на жалобу Заказчик указал, что требование выполнение сервисных и ремонтных работ специалистами, имеющих лицензии на техническое обслуживание медицинской техники и/или свидетельство об обучении включено в проект контракта в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), так как данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Доводов и доказательств, свидетельствующих о нарушении данным пунктом проекта контракта требований Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя не содержит.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в случае неясности положений извещения об осуществлении закупки Заявитель имел право направить запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
По мнению Комиссии, неясность для участника закупки положений извещения об осуществлении закупки, не свидетельствует о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
7. В жалобе Заявитель указывает, что требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в разделе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в п. 13.1 указаны требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Однако, в данных требованиях отсутствует п. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе. Функционал электронных торговых площадок, в том числе РТС-Тендер, не позволяют подать декларацию о соответствии участника требованиям пунктов 3-5, 7-11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе без пункта п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В представленных письменных пояснениях, представитель Заказчика указал, что в соответствии с Законом N44-ФЗ участник предоставляет согласие на соответствие требованиям статьи 31 с помощью функционала площадки. На довод о том, что приложенные файле отсутствует требование об обладании исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности, сообщаем, что обладание участником исключительными правами в рамках данной закупки не требуется.
Таким образом, учитывая, что в рамках данной закупки Заказчиком не приобретаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя не обоснован.
8. В данном доводе жалобы Заявитель указывает на указание условий представления документов, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N2571 не в соответствии с действующей редакцией.
Комиссией установлено, что в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке в п. 13.4.2 установлено следующее:
"Информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг".
В письменных пояснениях представитель Заказчика пояснил, что при подаче заявки участник ориентируется на информацию указанную в извещении, в извещении требования о предоставлении документов в рамках Постановления Правительства РФ N2571 установлено в соответствии с действующей редакцией.
Однако, согласно Постановлению Правительства от 29.12.2021 г. N2571 (редакция от 16.11.2022 г.) должны быть установлены информации и документы, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС установлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
9. Согласно доводу Заявителя, положения пункта 9.3 проекта контракта нарушают положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Пункт 9.3 проекта контракта гласит "Арендодатель предоставляет Арендатору гарантии изготовителей оборудования."
Заявитель указывает, что ни в проекте контракта, ни в Описании объекта закупки не указано, что Арендодатель должен предоставить Арендатору во временное пользование именно новый товар, на который распространяется гарантия производителя товара. Считаем данное требование излишним.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Таким образом, исходя из норм Закона о контрактной системе, следует, что поставляемый товар должен быть новым даже в отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в извещение о закупке, напротив, обязательным является указание на то, что товар может быть не новым, если Заказчик допускает такую возможность. Положения Закона о контрактной системе позволяют сделать вывод о том, что новизна заявленного к поставке товара предполагается, не относится к конкретным показателям закупаемого товара и не требует отражения в заявке на участие в закупке (к качественным характеристикам товара не относится).
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Доводов и доказательств, свидетельствующих об установлении требований, влекущих ограничение количества участников закупки и не позволяющих объективно заполнить заявку на участие в Аукционе, жалоба Заявителя не содержит.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
10. В жалобе Заявителя указывается, что Заказчиком в проекте контракта установлена противоречивая информация в части объема оказания услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В пункте 9.4 Проекта контракта установлено: "Гарантия действительна в течение 12 месяцев с момента подписания сторонами акта ввода в эксплуатацию (далее - гарантийный срок)".
При этом в Описании объекта закупки указано следующее: "Сервисное обслуживание системы в течение 29 (двадцати девяти) месяцев".
Следовательно, проект контракта содержит противоречивые сведения в части объема оказания услуг.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
11. Согласно доводу Заявителя проект контракта неправомерно не содержит существенных условий, касающихся действий Арендатора и Арендодателя по отношению к предоставляемому во временное пользование оборудованию после истечения срока исполнения контракта.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении указанными действиями Заказчика требований Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
12. Согласно доводу Заявителя Заказчик неправомерно устанавливает, что участник закупки в составе заявки может не указывать характеристики товара.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного толкования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
Комиссия обращает внимание на следующее.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении указанными действиями Заказчика требований Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
13. Согласно доводу Заявителя Заказчиком должны быть установлены требования к предложению участника закупки в отношении объекта закупки, которыми являются конкретные показатели товара, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения товара. Кроме того, Заявитель указывает, что указание каких-либо конкретных значений показателей участником закупки не представляется возможным ни по одной из характеристик, указанных в извещении о проведении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного толкования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
Комиссия обращает внимание на следующее.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
В п. 13.5.5 файла "ЭА 01-24АР", приложенного к извещению о проведении закупки "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" указан статус "Не установлено". Т.е. Заказчик не устанавливает требования об описании объекта закупки в составе заявки. В связи с чем, Заказчик не устанавливает требования об указании Заявителем конкретного значения характеристики объекта закупки.
Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении указанными действиями Заказчика требований Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
14. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки неправомерно не обоснована необходимость использования характеристик, которые не содержатся в ГОСТ Р 56311-2014.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно письменным возражениям Заказчика п. 7.2 ГОСТа Р 56311-2014 предусмотрена возможность включения дополнительных характеристик.
В соответствии с пунктом 7.2. ГОСТа Р 56311-2014 возможно включение дополнительных требований (не указанных в настоящем стандарте), обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ.
Вместе с тем, Заказчиком ни на заседание Комиссии, ни в составе документации, размещенной в ЕИС не представлено обоснование включения дополнительных требований в соответствии с профилем ЛПУ.
В связи с вышеизложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
15. Согласно доводу Заявителя Проект контракта по указанной процедуре не содержит требований к Заказчику в части подготовки помещения или места эксплуатации, в котором будет осуществляться сборка, установка, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования, с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности, в связи с чем действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в письменном возражении указано, что в учреждении ранее был установлен маммограф, помещение подготовлено. В случае возникновения необходимости проведения дополнительных работ, они будут произведены в срок и по согласованию с Исполнителем.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении указанными действиями Заказчика требований Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
16. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком нарушена статья 14 Закона о контрактной системе, в частности в извещении неправомерно не применены условия допуска, установленные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г.N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок:
1) товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств,
2) работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Во исполнение данного положения Закона о контрактной системе принят Приказ N 126н.
Закон о контрактной системе обособляет такие объекты закупки, как товар, работа, услуга, а в ряде случаев также выделяет работу (услугу), при выполнении (оказании) которой используется товар (аналогичное положение содержится в Информационном письме Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 2023 г. N 24-03-09/90944 "О размещении описания объекта закупки в единой информационной системе в сфере закупок" (далее - Письмо Минфина).
Приказ N 126н принят для реализации полномочий по установлению условий допуска для целей осуществления закупок исключительно товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, что следует из его наименования, пункта 1 Приказа N 126н, утвержденного приложения, содержащего исключительно товары.
Таким образом, Приказ N 126н применяется исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара), не регулирует закупки работ, услуг, в связи с чем пункт 3 Приказа N 126н не может повлечь невозможность объединения в один лот товаров, а также работ, услуг.
На основании изложенного Приказ N 126н не применяется при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе для выполнения, оказания которых используется товар.
Кроме того, во исполнение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 09.12.2023) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Минфином даны разъяснения по вопросу ограничения допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства. Так, в соответствии с Письмом Минфина России N 24-01-07/111357, Минпромторга России N ШВ-124486/11, Минцифры России N А3-П29-085-243351, Минстроя России N 78336-СМ/09 от 20.11.2023 "Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Положениями пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - Постановление N 878) установлено ограничение при осуществлении закупки товара, являющегося радиоэлектронной продукцией, включенной в перечень, утвержденный Постановлением N 878.
Постановление N 878 (в отличие, например, от постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617, пункт 4) не содержит требования о его применении при осуществлении закупок работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар, включенный в перечень, утвержденный Постановлением N 878.
Таким образом, Постановление N 878 при осуществлении закупок работ, в том числе в сфере строительства, в настоящее время не применяется. Аналогично Постановление N 878 не применяется в отношении закупок услуг.
Комиссия установила, что согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является Оказание услуг по аренде цифрового маммографического аппарата в соответствии с Письмом Минфина в указанном случае не применяется Приказ N 126н и Постановление N 878.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя жалобы и об отсутствии в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику, Уполномоченному органу, его комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание N 005/06/106-216/2024 от 28.02.2024 г. об устранении выявленных нарушений, предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
К.Р. Муртузалиева
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 28 февраля 2024 г. N 005/06/106-214/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024