Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Горский государственный аграрный университет" (далее - ФГБОУ ВО "ГГАУ") -
- директора ООО ЧОО "ФСК" (далее также - Заявитель)
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО ЧОО "ФСК" на действия Единой комиссии по проведению закупок для нужд государственного заказчика - ФГБОУ ВО "ГГАУ" (далее - Единая комиссия ФГБОУ ВО "ГГАУ") при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310100007723000007 на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО "ГГАУ" (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
18 декабря 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "ФСК" на действия Единой комиссии ФГБОУ ВО "ГГАУ" при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Единая комиссия ФГБОУ ВО "ГГАУ" нарушила порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
В жалобе Заявитель указал, что им была подана заявка на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N312391. По результатам рассмотрения заявок на участие в Конкурсе заявка ООО ЧОО "ФСК" заняла 4-е место, поскольку, как считает Заявитель, Единая комиссия ФГБОУ ВО "ГГАУ" проигнорировала представленные ООО ЧОО "ФСК" для оценки в составе заявки на участие в Конкурсе 190 договоров оказания услуг охраны на сумму более 60 000 000,00 .
Также Заявитель указывает на то, что Единая комиссия ФГБОУ ВО "ГГАУ" отклонила представленный им в составе заявки на участие в Конкурсе сертификат деловой репутации.
Кроме того Заявитель считает, что Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку по детализирующим показателям "Общая цена исполненных участником закупки договоров" и "Общее количество исполненных участником закупки договоров" содержит положение о том, что к оценке принимаются исполненные участником закупки договоры. Цена каждого из приложенных договоров должна составлять сумму равную или больше начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Не согласившись с доводами жалобы ФГБОУ ВО "ГГАУ" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 28 ноября 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru ФГБОУ ВО "ГГАУ" было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310100007723000007 на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО "ГГАУ" с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) 19 077 486,48 , в том числе Порядок рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, описание объекта закупки, а также проект государственного контракта (далее - Извещение).
Пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в связи с чем жалоба ООО ЧОО "ФСК" в части обжалования положений Извещения о проведении Конкурса рассмотрению не подлежит.
2. Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
При этом, пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 28 Положения N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения N2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения N2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
При этом, подпунктом "а" пункта 35 Положения N2604 установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения N2604;
б) документом, предусмотренным приложением N1 к Положения N2604 в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Кроме того, пунктом 18 Положения N2604 установлено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N1 к Положению N2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Так, в соответствии с вышеуказанными нормами, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе) установлены такие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, как:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, к которому Заказчиком установлены показатели оценки: - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта; - наличие у участников закупки деловой репутации; - наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Также, к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" применена такие детализирующие показатели, как: - общая цена исполненных участником закупки договоров; - общее количество исполненных участником закупки договоров.
При этом, в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по вышеуказанным детализирующим показателям Заказчиком установлено, что к оценке принимаются исполненные участником закупки договоры. Цена каждого из приложенных договоров должна составлять сумму равную или больше начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем, в ходе анализа заявки ООО ЧОО "ФСК" на участие в Конкурсе Комиссией установлено, что все договора на оказание услуг охраны, представленные Заявителем в составе заявки для рассмотрения и оценки по показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" заключены на сумму менее НМЦК, что не соответствует требованиям Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Также, одним из детализирующих показателей к показателю оценки заявок на участие в Конкурсе "Наличие у участников закупки деловой репутации" Заказчиком применен такой детализирующий показатель, как "Значение индекса деловой репутации участника закупки".
При этом Заказчиком установлено, что оценка по данному детализирующему показателю будет производиться как значение индекса деловой репутации участника закупки, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 Положения N2604.
Осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
Перечень документов (копий), подтверждающих наличие у участника закупки Значения индекса деловой репутации участника закупки:
- документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
- связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
К оценке принимается действующий на дату подачи заявки сертификат соответствия деловой репутации участника закупки в случае, если он:
- соответствует ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы";
- в сертификате указан связанный с предметом контракта вид деятельности участника конкурса в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации, а именно: ОКВЭД2 80.10.
Однако, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что сертификат соответствия деловой репутации участника закупки в составе заявки ООО ЧОО "ФСК" на участие в Конкурсе отсутствует.
На основании вышеизложенного Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ООО ЧОО "ФСК" на действия Единой комиссии ФГБОУ ВО "ГГАУ" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310100007723000007 на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО "ГГАУ".
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 25 декабря 2023 г. N А265-12/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024