Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФНС по РСО-Алания, Заказчик) - представителя ООО "АРМТЭКС" (далее также - Заявитель)
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "АРМТЭКС" на действия государственного заказчика - УФНС по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310100005323000015 на поставку рабочих станций для нужд УФНС по РСО-Алания (в сфере ИКТ, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
14 декабря 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "АРМТЭКС" на действия УФНС по РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
в Извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлено требование о наличии сертификации ФСТЭК России и ФСБ России на предустановленные средства доверенной загрузки.
В описании объекта закупки содержится требование о наличии средств доверенной загрузки (Модулей ДЗ), которые служат для предотвращения несанкционированного доступа (далее - НСД) к информации разных уровней секретности.
По мнению Заявителя, лицензия ФСТЭК России, ФСБ России - это документы, выдаваемые Российскими государственными органами в сфере информационной безопасности. Они необходимы для тех, кто занимается производством и использованием криптографических средств защиты информации (КСЗИ). Целью этих документов является защита передачи и обработки информации, содержащей государственную тайну, а также предотвращение утечки коммерческой и личной информации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации N313 от 16 апреля 2012 года деятельность по монтажу, установке (инсталляции), наладке шифровальных (криптографических) средств, а также деятельность по передаче шифровальных (криптографических) средств, поставляемых в рамках государственного контракта, требуют наличие лицензии ФСБ России.
На основании постановления Правительства Российской Федерации N79 от 03 февраля 2012 года, поставка в рамках данного государственного контракта средств и модулей доверенной загрузки с сертификатом по контролю защищенности конфиденциальной информации от НСД и ее модификации в средствах и системах информатизации требуют наличия лицензии ФСТЭК России.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат, в том числе, следующие виды деятельности:
- разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;
- деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Предметом поставки в рамках анализируемой закупки являются рабочие места. В реестре радиоэлектронной продукции содержатся сведения о производителях, которые способны реализовать поставку моноблоков, но не способны реализовать поставку средств и модулей доверенной загрузки, которые требует наличия соответствующей лицензии.
При этом Заявитель считает, что поскольку Заказчиком не указано, что средства и модули доверенной загрузки должны быть неизвлекаемыми, то Заказчиком допускается, что возможна поставка средств и модулей доверенной загрузки как отдельного лота/отдельного товара, технологически и функционально не связанного с объектом анализируемой закупки - рабочими станциями.
Кроме того Заявитель считает, что на рынке средств и модулей доверенной загрузки существует только один производитель средств и модулей доверенной загрузки, имеющий лицензию ФСТЭК России и ФСБ России - ЗАО "АКБС АП", модель Аккорд СМДЗ.
Также Заявитель считает, что под требования о наличии средствf и модулей доверенной загрузки, имеющего лицензию ФСТЭК России и ФСБ России, по совокупности всех требований, к рабочему месту подходит только продукция ОАО "Гравитон" АП 52 И.
Таким образом, по мнению Заявителя, требование о наличии в рабочих станциях средств (модулей) доверенной загрузки, имеющего лицензию и ФСТЭК России и ФСБ России, а также описание объекта закупки, ограничивают конкуренцию в рамках анализируемой закупки, поскольку иными поставщиками соответствующего оборудования указанные требования конкурсной документации не могут быть выполнены, так как технические характеристики оборудования, указанные в техническом задании, соответствуют исключительно оборудованию, изготавливаемому ОАО "Гравитон", указанному выше.
Не согласившись с доводами жалобы УФНС по РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 06 декабря 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) УФНС по РСО-Алания было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310100005323000015 на поставку рабочих станций для нужд УФНС по РСО-Алания с начальной (максимальной) ценой контракта 24 450 000,00 (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также проект государственного контракта.
Статьей 31 Закона о контрактной системе установлен перечень требований к участникам закупок, которые необходимо устанавливать государственным и муниципальным заказчикам в составе извещений об осуществлении закупок.
Так, в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в составе Извещения о проведении Аукциона установлены требования к участникам анализируемой закупки.
При этом, вопреки доводу Заявителя, Извещение о проведении Аукциона не содержит требований к участникам анализируемой закупки о наличии лицензии ФСТЭК России и ФСБ России.
Также Извещение о проведении Аукциона не содержит требования к участникам анализируемой закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензий ФСТЭК России и ФСБ России.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно частям 2 и 3 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Так, в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе Извещение о проведении Аукциона содержит описание объекта анализируемой закупки с описанием требуемых характеристик закупаемого товара.
При этом, материалы дела не содержат информации и документов, подтверждающих доводы жалобы о том, что характеристикам и требованиям, установленным Заказчиком в описании объекта закупки к закупаемому товару, соответствует продукция единственного производителя.
Также Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих фактических потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и которые соответствуют его потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в Аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в Аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания делать вывод об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, и, соответственно, требования к товарам в описании объекта закупки в равной степени распространялись на всех потенциальных участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать обоснованной жалобу ООО "АРМТЭКС" на действия государственного заказчика - УФНС по РСО-Алания при осуществлении закупки на поставку рабочих станций для нужд УФНС по РСО-Алания (электронный аукцион N0310100005323000015).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 декабря 2023 г. N А263-12/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024