Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия-Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) и индивидуального предпринимателя Г надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев после объявленного перерыва в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Г на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323003516 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства "Государственное бюджетное оздоровительное учреждение "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 21 им. Героя России Семенова Д.В." (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2024 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Г на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком установлено максимальное значение для детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" 100 000 000,00 , в то время как начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 80 917 659,59
, что по мнению Заявителя нивелирует задачу проведения закупки в форме конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного исполнителя.
Не согласившись с доводами жалобы ГКУ "УКС РСО-Алания" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
25 января 2024 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания), как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323003516 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства "Государственное бюджетное оздоровительное учреждение "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 21 им. Героя России Семенова Д.В." с начальной (максимальной) ценой контракта 80 917 659,59 (в редакции N3 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, проект государственного контракта, а также проектно-сметная документация.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
При этом, пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 28 Положения N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения N2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения N2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
При этом, пунктом 18 Положения N2604 установлено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N1 к Положению N2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Так, в соответствии с вышеуказанными требованиями, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлены такие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, показатели, а также детализирующие показатели, как:
- цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, показатель - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, детализирующие показатели:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
При этом, в описании детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено следующее:
Лучшим является наибольшее значение по детализирующему показателю и установлено предельное максимальное значение.
Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 100 000 000 рублей.
Если в предложении участника закупки содержится значение, которое выше предельного максимального значения установленного в настоящем пункте, соответственно, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения детализирующего показателя.
Вместе с тем, Извещение о проведении Конкурса содержит обоснование установления Заказчиком предельно-максимальных значений характеристики объекта закупки:
предельное максимальное значение характеристики объекта закупки установлено Заказчиком в целях выявления лучших условий выполнения работ и способствует соблюдению конкуренции между участниками закупки, устанавливая предельные максимальные значения, Заказчик уравнивает участников, имеющих опыт выше установленных значений, с участниками, имеющими опыт на уровне предельных значений, установленных заказчиком с целью соблюдения конкуренции и предоставлению возможности участия большему количеству хозяйствующих субъектов. Учитывая величину НМЦК, участник, имеющий опыт выполнения работ на уровне предельных максимальных значений в полной мере подтверждает свою квалификацию и способность исполнить работы, указанные в извещении качественно и в установленные сроки. Данный подход в полной мере обеспечивает применение принципов контрактной системы в сфере закупок, указанных в статьях 6-8 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о соответствии Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе требованиям Закона о контрактной системе и Положения N2604 в части установления предельно-максимальных значений характеристики объекта закупки.
Вместе с тем, согласно Протоколу подведения итогов Конкурса от 08.02.2024 до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе была подана лишь одна заявка. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд указанная заявка на участие в Конкурсе была признана соответствующей требованиям Извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе в связи с чем Конкурс признан несостоявшимся.
Кроме того, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой VI, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Также частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, помимо прочего установлено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Однако, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств (информации и документов), подтверждающих доводы жалобы, а также нарушение своих прав и законных интересов не представил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ИП Г на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323003516 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства "Государственное бюджетное оздоровительное учреждение "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 21 им. Героя России Семенова Д.В."
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 февраля 2024 г. N А32-02/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2024