Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2024 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного государственного инспектора отдела контроля закупок, <_>, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" <_> (доверенность N010324 от 01.03.2024), в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N1 от 09.01.2024), в присутствии представителя Индивидуального предпринимателя <_> <_> (доверенность N14АА 1946213 от 11.12.2023), в отсутствие представителей ЭТП "Фабрикант", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя <_> на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи") при проведении электронного аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для операционного отделения (извещение N0859200001124000714 от 15.02.2024) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем электронного аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для операционного отделения.
15 февраля 2024 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 645 000 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку требования к характеристикам по позициям N 1 и 2 не соответствуют техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разработанных и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, содержащихся в иных нормативно-технических документах в отношении дезинфицирующих средств, а также Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N44 от 01.03.2024 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не содержит внутренних противоречий.
В отзыве на жалобу N44 от 01.03.2024 Заказчик сообщил, что описание объекта закупки соответствует законодательству о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки, а также пояснил, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения сообщили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о ФКС заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств для операционного отделения.
При описании объекта закупки (извещение N0859200001124000714 от 15.02.2024), Заказчиком в соответствии с требованиями Постановление Правительства РФ от 8 февраля
2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" используются позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ):
- 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее";
- 20.20.14.000-00000006 "Средство дезинфицирующее".
В данных позициях КТРУ содержится единственная характеристика, которая обязательна для применения Заказчиками - форма выпуска.
В пояснениях, представленных в адрес Рязанского УФАС России, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика сообщил, что при формировании описания объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, а также пояснил, что установленные требования являются значимыми для Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций и в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств.
По доводу Заявителя о несоответствии концентрации ДВ в рабочем растворе, представитель Заказчика пояснил, что информация, представленная в таблице 6 СанПин 3.3686-21 не является полной и допускает возможность широкого толкования в отношении использования других веществ, о чём указано в таблице - "Кроме указанных обеззараживающих средств допускается применение других изученных и разрешенных к применению в Российской Федерации в установленном порядке обеззараживающих средств, эффективных в отношении микроорганизмов I-II групп патогенности".
Кроме того, Заявитель ссылается на положения в таблице, в которой указан конкретный состав и концентрация дезинфицирующего средства, а именно - ЧАС, триамина, ПГМГХ и их композиционных сочетаний, тогда как в позиции 1 ТЗ Заказчик требует: ЧАС, ПГМГ, N, N-бис (3-аминопропил) додециламин и энзимный комплекс, что не соответствует указанному в таблице СанПин 3.3686-21 составу.
Касательно срока годности рабочих растворов Заказчиком были опубликованы соответствующие разъяснения, где было указано, что такой срок указан в связи с экономическими показателями, и основан на оптимизации трудозатрат медицинского персонала.
Согласно, п.3595 СанПин 3.3686-21 раствор средства для предстерилизационной очистки (самостоятельной или совмещенной с дезинфекцией) при ручном способе очистки можно использовать многократно в течение одной рабочей смены, если это допускается инструкцией по применению средства. При механизированном способе очистки в моюще-дезинфицирующих машинах раствор используется однократно.
Отдельно отмечаем, что требований к кратности использования средства в ООЗ не устанавливается. при этом п.3695 СанПин 3.3686-21 допускает использование растворов многократно "Длительность применения рабочих растворов и готовых к применению средств ДВУ и стерилизации многократного применения (в пределах срока годности) определяется концентрацией ДВ, которая должна контролироваться химическими индикаторами (тест полосками) с кратностью не реже одного раза в смену".
Таким образом, сам по себе факт установления определенных сроков годности рабочего раствора не означает многократное использование данного раствора в течение всего времени годности раствора. Указанный в ТЗ срок годности раствора позволяет сотрудникам ЛПУ оптимизировать трудозатраты и заблаговременно осуществить подготовку рабочих растворов для дальнейшего использования в течение рабочей смены.
В части применения Энзимного комплекса в процессе стерилизации инструментов медицинского назначения и ДВУ эндоскопов, представитель Заказчика отметил, что в п. 3605 СанПиН 3.3686-21 указан минимально необходимый состав рабочего раствора для стерилизации медицинских изделий многократного применения и ДВУ эндоскопов, при этом запретов на включение иных веществ не содержится.
Кроме того, Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. При этом Закон о ФКС не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого оборудования в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям.
Вместе с тем Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении характеристик товаров, ограничивающих количество участников закупки, а также вывод о наличии избыточных характеристик к закупаемой продукции, установленных с целью ограничения конкуренции и закупки конкретного товара у конкретного производителя.
Заявителем также не предоставлено каких-либо доказательств, объективных сведений о невозможности поставки продукции, соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя <_> необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 7 марта 2024 г. N 062/06/106-83/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024