Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей уполномоченного органа - Министерства образования и науки Республики Марий Эл (на основании доверенности);
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Вектор ИТ", Заказчиков - ГБОУ РМЭ "Козьмодемьянская школа - интернат", Отдел образования администрация Звениговского муниципального района РМЭ, ГБОУ РМЭ "Русскошойская школа - интернат", ГБОУ РМЭ "Нартасская школа - интернат", ГБОУ РМЭ "Семеновская школа - интернат", МУ "Отдел образования и по делам молодежи администрации Мари-Турекского муниципального района РМЭ", Отраслевой орган администрации "Отдел образования Советского муниципального района", Отдел образования администрации Куженерского муниципального района Республики Марий Эл, ГБОУ РМЭ "Школа N 1 г. Йошкар-Олы", МУ "Отдел образования" администрация городского округа "Город Волжск", Отдел образования администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, Отдел образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района, Отдел образования и по делам молодежи администрации Сернурского муниципального района РМЭ, Отдел образования и по делам молодежи администрации Параньгинского муниципального района РМЭ, ГБОУ РМЭ "Косолаповская школа - интернат", Отдел образования администрации Новоторъяльского муниципального района РМЭ, Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", ГБОУ РМЭ "Школа N 2 г. Йошкар-Олы", надлежаще извещенных о месте, времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев жалобу ООО "Вектор ИТ" на положения извещения об осуществлении закупки N 0108200001623000018 "Шифр: 88-2024-нр52130 Поставка МФУ в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование",
установила:
Министерством образования и науки Республики Марий Эл проводится электронный аукцион на "Шифр: 88-2024-нр52130 поставка МФУ в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru номер 0108200000224000003).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Вектор ИТ" на положения извещения об осуществлении закупки.
Заявитель полагает, что под требования заказчика подходит аппарат исключительно одного производителя - Pantum. Кроме того, нарушен порядок формирования НМЦК.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.
Комиссией Марийского УФАС России установлено, что приложением N 1 к извещению о проведении аукциона является описание объекта закупки, согласно которому объектом закупки является поставка МФУ в количестве 160 шт.
Описание объекта закупки содержит таблицу, в которой установлены требования (технические характеристики) к товару.
Из доводов жалобы следует, что под описание объекта закупки подходит аппарат единственного производителя Pantum, что является ограничением конкуренции.
Из пояснений Заказчика следует, что под описание объекта закупки подходит товар следующих производителей: Pantum (модель M7100DW), НР (модель LaserJet Pro M428dw), в подтверждении этому заказчиком представлены подтверждающие сведения и информация.
Кроме того, Комиссией Марийского УФАС России изучены документы (запросы коммерческих предложений, направленных заказчиком и ответы на них), использованные заказчиком в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Так, в материалах дела имеется коммерческое предложение ООО "Ситимедиа" от 31.01.2024, согласно которому общество готово под описание объекта рассматриваемой закупки поставить МФУ HP LaserJet Pro M428dw.
С целью проверки указанных сведений, Комиссией Марийского УФАС России направлен запрос в адрес ООО "Ситимедиа" с просьбой представить ответ - подходит ли товар HP LaserJet Pro M428dw под описания объекта закупки Заказчика.
Из ответа ООО "Ситимедиа" от 01.03.2024 N 29 следует, что Общество осуществляло поставки многофункционального устройства НР LaserJet Pro M428dw в образовательные организации Нижегородской области в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" с описанием и характеристиками товара рассматриваемой закупки.
Таким образом, под описание объекта закупки подходит товар не менее двух различных производителей.
На рассмотрении жалобы представитель Заявителя не явился опровергающих документов, сведений подтверждающих обоснованность жалобы не представил.
Учитывая вышеизложенное Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы в данной части.
2. Заявитель также указывает в жалобе на нарушение порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта по закупке.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с изложенным, учитывая размещение извещения о проведении закупки Министерством образования и науки Республики Марий Эл, Комиссия Марийского УФАС России приняла решение о направлении жалобы заявителя в Министерство финансов Республики Марий Эл для рассмотрения доводов о нарушении порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в рамках предоставленных полномочий.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Вектор ИТ" необоснованной.
2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.
3. Передать жалобу ООО "Вектор ИТ" в Министерство финансов Республики Марий Эл для рассмотрения в части доводов о нарушении порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 1 марта 2024 г. N 012/06/106-157/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024