Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2024 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
председатель комиссии: заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителей:
отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Заказчик) - ....,
индивидуального предпринимателя ... (далее - ИП, Поставщик) - ...
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 06.02.2024 от исполнения государственного контракта N23-617 от 08.12.2023 на поставку стендов информационных, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение поступило обращение отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (вх. от 20.02.2024 N1293-ЭП/24) о направлении сведений об индивидуальном предпринимателе ... для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 06.02.2024 от исполнения государственного контракта N23-617 от 08.12.2023 на поставку стендов информационных, в связи с нарушением условий контракта.
Рассмотрение дела проводилось 27.02.2024, продолжилось 28.02.2024 после перерыва.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области сообщило обоснования причин расторжения государственного контракта N23-617 от 08.12.2023, представило подтверждающие документы. Заказчик пояснил, Поставщиком были нарушены условия поставки товара и требования Спецификации (Приложение N1 к контракту). В связи с этим, Заказчик 06.02.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Индивидуальным предпринимателем представлены письменные пояснения причин, которые привели к невыполнению условий контракта. Представлены подтверждающие документы.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от 06.02.2024 от исполнения государственного контракта N23-617 от 08.12.2023 на поставку стендов информационных, рассмотрев представленные ИП и Заказчиком материалы, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, пришла к следующему.
По итогам электронного аукциона N0264100000223000279 отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области 08.12.2023 заключило с ИП ... государственный контракт N23-617 на поставку стендов информационных, на сумму 341 880,00 рублей (далее - контракт).
Пунктом 1.1 контракта установлено следующее: "Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке стендов информационных (далее - Товар) в количестве согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), прилагаемой к настоящему Контракту и являющейся его неотъемлемой частью".
Согласно п. 4.1 контракта поставка товара осуществляется одной партией в полном объеме в течение 10 календарных дней с даты заключения контракта, то есть не позднее 18.12.2023.
Приложением N1 к государственному контракту от 08.12.2023 N23-617 установлена спецификация поставляемого товара.
Обязанности сторон установлены в разделе 5 контракта.
Согласно пункту 5.1.5 контракта: "По требованию Заказчика заменить Товар на Товар, соответствующий по качеству условиям настоящего Контракта, либо вернуть все денежные средства, полученные в счет оплаты Товара, в срок не более 10 (десяти) рабочих дней с даты получения соответствующего требования Заказчика и забрать Товар при обнаружении недостатков и невозможности их устранения".
Пунктом 6.2 контракта установлено: "В случае поставки некачественного товара Поставщик обязан в течение 10 (десяти) календарных дней произвести замену товара за свой счет".
20.12.2023 Заказчик направил в адрес ИП письмо, согласно которому, по состоянию на 19.12.2023 обязательства по поставке стендов информационных не исполнены.
Согласно сведениям в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), поставка товара была осуществлена индивидуальным предпринимателем 15.01.2024.
18.01.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика мотивированный отказ в приемке товара. Также Заказчик уведомил Подрядчика, что на основании п. 5.1.5 и п.6.2 контракта в срок не более 10 рабочих дней с даты получения соответствующего требования, необходимо заменить стенды информационные на товар, соответствующий по качеству и условиям заключенного контракта.
31.01.2024 ИП направил в адрес Заказчика письмо, с несогласием вышеуказанного мотивированного отказа, а также с просьбой не расторгать контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что Поставщик в установленный контрактом срок товар не поставил, 06.02.2024 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.12.2023 N23-617 на поставку стендов информационных.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 06.02.2024.
Установлено, что 07.02.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика макет стенда информационного на согласование.
08.02.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо, согласно которому, в вышеуказанном макете стенда информационного внутренние габариты кармана информационного (ширина) - 230 мм, а в макете 232 мм.
16.02.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо с просьбой отметить вышеуказанное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду того, что требование Заказчика по замене товара в 10-дневный срок невозможно исполнить, поскольку изготовитель товара (держатель реестровой записи) не сможет произвести товар настолько быстро.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Товар не был поставлен Заказчику, в связи с этим, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 19.02.2024.
22.02.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика требование об уплате неустойки на сумму 14 905,97 руб.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При решении вопроса о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с Законом о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных подрядчиков (поставщиков, исполнителем).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав представленные в материалы дела доказательства направления Заказчиком в адрес Поставщика уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением соответствующего решения и его размещения в Единой информационной системе в сфере закупок, не усмотрела нарушений в порядке принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Проанализировав материалы дела в совокупности и системной взаимосвязи, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, поскольку индивидуальным предпринимателем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении настоящего дела, представитель Поставщика пояснил, что лично приезжал к Заказчику и просил отменить односторонний отказ на основании гарантийного письма. Согласно письменным пояснениям Поставщика, несмотря на устный отказ Заказчика, им через ЕИС было отправлено гарантийное письмо и оплачен аванс за изготовление стендов. В материалы дела представлен счет на оплату от 09.02.2024 N2024 на изготовление информационных стендов, согласно техническому заданию в количестве 111 штук, на сумму 233 100,00 руб. Также представлено платежное поручение от 14.02.2024 N20 - предоплата за изготовление информационных стендов, согласно техническому заданию к контракту N1683200079723000268, на сумму 40 000,00 руб.
В материалы дела представлено информационное письмо ИП М, в котором указано, что он является дилером изготовителя товара (держателя реестровой записи) - ООО "Нефтекамская мебельная компания". В своем письме от 28.02.2024 ИП М пояснил, что в короткий срок стенды изготовить невозможно, из-за загрузки производства другими заказами, ввиду чего, предполагаемый срок - не ранее 25 февраля 2024 года.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Тамбовского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных сторонами, не следует вывод о наличии у Поставщика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнение контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, не усматривает в действиях ИП недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного государственного контракта от 08.12.2023 N23-617.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области в отношении индивидуального предпринимателя ..., в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
К.А. Телкова |
Исп.Телкова К.А.
тел.8 (4752) 71-36-00, вн. 068-119
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 марта 2024 г. N 068/10/104-122/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024