резолютивная часть решения оглашена
29.02.2024, решение изготовлено 04.03.2024 г. Брянск
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения ООО "АЛГОРИТМ", поступившее по подведомственности из ФАС России (вх. 929-ЭП/24 от 12.02.2024), в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от "15" февраля 2024 года N 36/24,
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__.."
Членов Инспекции: "___.."
в присутствии:
"___" - представителя ГБОУ "Супоневская школа-интернат", действующего на основании доверенности б/н от 19.02.2024,
"____"- генерального директора ООО "Алгоритм", действующего на основании Протокола общего собрания учредителей;
при осуществлении внеплановой проверки объявлялся перерыв с 10 часов 10 минут до 14 часов 00 минут 29.02.2024,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком ГБОУ "Супоневская школа-интернат" требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения запроса цен за N 7264379 на установку, настройку программного обеспечения и предоставление права использования программного обеспечения, установила:
05.02.2024 года с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области" размещена закупка у единственного исполнителя в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сайте: https://zm-tender32.rts-tender.ru/ способом проведения запроса цен за N 7264379 на установку, настройку программного обеспечения и предоставление права использования программного обеспечения. |
Начальная цена контракта 49 680,01 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в малой закупке установлен как 05.02.2024 13:00.
До окончания срока подачи заявок на участие в малой закупке было подано 2 (две) заявки.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на малую закупку и определения победителя N 7264379 от 07.02.2024 заказчиком принято решение о несоответствии заявки участника под N 2 по основанию: "не соответствует требованиям. Информация размещена юридическим лицом ООО "АЛГОРИТМ" не соответствует требованиям извещения в нарушение п.1 ч. 12 ст. 48 - непредставление участником закупки информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с пп. в п.2 ч.1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно ООО "АЛГОРИТМ" не разместило коммерческое предложение с описанием услуги и стоимости за единицу услуги. Отсутствует выписка из ЕГРЮЛ со сведениями о наличии действующей лицензии ФСБ РФ. Отсутствует выписка из реестра лицензий по лицензии ЛСЗ N 0006217 от 03.02.2015 года, а в заявке размещена не заверенная копия черно - белого изображения лицензии ЛСЗ N 0006217 от 03.02.2015 года (выданной более 9 лет назад). Оригинал лицензии ЛСЗ N 0006217 от 03.02.2015 года не представлен".
Заявитель не согласен с отклонением заявки и отмечает, что в требованиях Заказчика не было указано обязательное наличие коммерческого предложения с ценовыми данными по каждой позиции. Форма подачи заявки на площадке не предполагает установить цены по каждой позиции лота. Подача осуществляется путем итоговой цены в одном окне.
Также Заявитель отмечает, что требование о наличии информации в выписке ЕГРЮЛ о лицензии ФСБ и требование о наличии выписки из реестра лицензий ФСБ является необоснованным.
До осуществления внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГБОУ "Супоневская школа-интернат" (вх. 1125-ЭП/24 от 20.02.2024).
По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
В силу ч.1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из информации, размещенной на сайте: https://zm-tender32.rts-tender.ru/ заказчиком ГБОУ "Супоневская школа-интернат" принято решение об осуществлении закупки на оказание услуг на установку, настройку программного обеспечения и предоставление права использования программного обеспечения в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе путем размещении информации с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области".
Рассматриваемая закупка размещена заказчиком в порядке п. 4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого.
Таким образом, закупка у единственного поставщика не является конкурентным способом закупки. В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе извещения о закупке у единственного поставщика не требуется, а закупка проводится в соответствии с регламентом осуществления закупок у единственного поставщика с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области".
В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе заказчик обязан заключить контракт на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, в связи с чем, положения ст. 34 Закона о контрактной системе, в части заключения контракта в рассматриваемом случае не подлежат применению.
В силу п.4 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" по результатам проведения внеплановой проверки принимается решение о наличии нарушений законодательства РФ о контрактной системе либо о не подтверждении таких нарушений в действиях (бездействии) субъектов контроля.
Учитывая, что рассматриваемая закупка размещена заказчиком в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, рассматриваемая закупка не сопровождается теми необходимыми документами, которые оформляют конкурентную закупку, для размещения используется электронный магазин, а не единая информационная система и при проведении рассматриваемой закупки требования ст. 34 Закона о контрактной системе не применяются, то, действия заказчика не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Тем не менее, выбор заказчиком способа осуществления закупки у единственного поставщика с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области" предполагает отбор исполнителя среди нескольких исполнителей, претендующих на заключение контракта.
Более того, порядок работы пользователей- заказчиков и поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок с использованием информационных сервисов Электронного магазина определен Регламентом, следовательно, Заказчик обязан при осуществлении закупки с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области" соблюдать порядок, предусмотренный Регламентом.
Пунктом 7.1 Регламента определен перечень документов входящих в состав заявки:
"В состав предложения о продаже, подаваемом поставщиком на заявку заказчика в личном кабинете Электронного магазина, включаются следующие документы:
2) при выполнении работ, оказании услуг:
- без вложения документа в поле "Документы поставщика" (реквизиты участника и др.) - с заполнением поля "Согласен с условиями заказчика";
- сведения об общей цене работ, услуг, по которой поставщик согласен заключить контракт (договор), указанной в интерактивной части. Такая цена не должна превышать начальную максимальную цену контракта (договора), установленную в заявке заказчика. Прикрепленные документы доступны для скачивания и просмотра вместе с предложением о продаже поставщика".
Согласно п. 7.1 Регламента Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней после окончания срока подачи заявок на участие в закупке рассматривает поданные заявки и принимает решение о соответствии или несоответствии заявки на участие в закупке требованиям, указанным в извещении.
Пунктом 7.8 Регламента установлены основания для отклонения заявки на участие в закупке:
1) несоответствия характеристик предлагаемого к поставке товара, указанных в предложении о продаже требованиям, установленным в заявке заказчика;
2) непредставления документов и сведений, предусмотренных пунктом 7.1 настоящего Регламента;
3) установления недостоверной информации в документах и сведениях, представленных в соответствии с требованиями пункта 7.1 настоящего Регламента;
4) если предложение о продаже содержит цену контракта (договора), превышающую начальную цену контракта (договора) в заявке заказчика;
5) несоответствия участника закупки у единственного поставщика требованиям, указанным в пункте 5.1 настоящего Регламента;
6) наличия фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения контрактов (договоров) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ранее заключенных между поставщиком и заказчиком;
7) наличия в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, если такое требование установлено заказчиком.
Принятие решения о несоответствии поставщика требованиям по основаниям, не предусмотренным настоящим пунктом Регламента, не допускается.
Таким образом, Регламентом определены исчерпывающие основания для отклонения заявки на участие в закупке.
Однако, Протокол рассмотрения заявок на малую закупку и определения победителя N 7264379 от 07.02.2024 года содержит одним из оснований отклонения заявки участников закупки под N 2 "Нет надлежаще оформленного коммерческого предложения".
Вместе с тем, при обозрении описания объекта закупки, размещенного с использованием сервиса "Электронный магазин Брянской области" по закупке за N 7264379 на установку, настройку программного обеспечения и предоставление права использования программного обеспечения установлено, что из размещенных документов не следует, что при подаче заявок на участие в закупке требуется указать цену на оказываемые услуги по каждой позиции.
Кроме того, Протокол рассмотрения заявок на малую закупку и определения победителя N 7264379 от 07.02.2024 года также содержит основание отказа: "Отсутствует выписка из ЕГРЮЛ со сведениями о наличии действующей лицензии ФСБ РФ. Отсутствует выписка из реестра лицензий по лицензии ЛСЗ N 0006217 от 03.02.2015 года, а в заявке размещена не заверенная копия черно - белого изображения лицензии ЛСЗ N 0006217 от 03.02.2015 года (выданной более 9 лет назад). Оригинал лицензии ЛСЗ N 0006217 от 03.02.2015 года не представлен одним из оснований".
Вместе с тем, данное основание не подтверждается в рамках осуществления внеплановой проверки ввиду следующего:
Из положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки, в том числе в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системы заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в "Спецификации", являющейся приложением к запросу цен за N 7264379 на установку, настройку программного обеспечения и предоставление права использования программного обеспечения, установлено требование к участникам закупки о наличие лицензии ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, а также наличие лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
С учетом положений пункта 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ каждым лицензирующим органом (уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) его территориальными органами, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос") осуществляется самостоятельное ведение реестра лицензий по соответствующему виду деятельности в рамках установленных полномочий.
Частью 7 статьи 21 Закона N 99-ФЗ установлено, что информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
Учитывая изложенное, в случае если информация, размещенная в таких реестрах, включает сведения ограниченного доступа, такая информация может быть предоставлена исключительно лицу, имеющему доступ к указанным сведениям.
Частью 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ установлено, что сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
Таким образом, участник закупки в составе заявки вправе предоставить информацию о наличии лицензии одним из вышеперечисленных способов.
Данный вывод также подтверждается Письмом ФАС России от 09.01.2024 N МШ/211/24 "По вопросу подтверждения участниками закупок наличия лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При обозрении заявки ООО "АЛГОРИТМ" установлено, что в состав заявки входит лицензия, выданная УФСБ России по Брянской области от 03.02.2015, а также лицензия, выданная Федеральной службой по техническому и экспортному контролю от 08.11.2019 года.
На основании п. 26 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, выписка из реестра лицензий, которая содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляется исключительно лицу, имеющему доступ к таким сведениям.
Таким образом, в случае, если информация, размещенная в таких реестрах, включает сведения ограниченного доступа, такая информация может быть предоставлена исключительно лицу, имеющему доступ к указанным сведениям.
Заказчиком в рамках проведения внеплановой проверки не доказан факт предоставления участником закупки ООО "АЛГОРИТМ" недостоверных сведений относительно наличия лицензии ЛСЗ N 0006217 от 03.02.2015 года.
Кроме того, согласно пп. м) п.1 ч.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в единый государственный реестр юридических лиц не включаются сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом на осуществление деятельности, связанной с защитой государственной тайны. Таким образом,
При таких данных, учитывая, что торговая площадка юридически является механизмом отбора исполнителя с учетом установленных заказчиком требований Инспекция Управления приходит к выводу о том, что у Заказчика ГБОУ "Супоневская школа-интернат" не имелось оснований, указанных в Протоколе рассмотрения заявок на малую закупку и определения победителя N 7264379 от 07.02.2024 года для признания заявки ООО "АЛГОРИТМ" не соответствующей требованиям.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Инспекция,
решила:
1. Признать доводы, изложенные в обращении ООО "АЛГОРИТМ" подтвердившимися.
2. Поскольку контракт заключен, то предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе Российской Федерации в части необоснованного выбора победителя не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 4 марта 2024 г. N 032/06/99-136/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024