Резолютивная часть решения объявлена 06.03.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.03.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "...";
Члены Комиссии: "..."; "...";
В отсутствие представителей Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, связи, капитальному строительству и архитектуре администрации муниципального образования "Аларский район" (далее - Заказчик) - ходатайство N112 от 05 марта 2024 г.,
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя Ширханяна Артура Овиковича (далее - ИП Ширханян А.О., Заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности (Строительство типового индивидуального жилого дома для предоставления по договору найма, Иркутская область, Аларский район, д. Маниловская, ул. Средняя, уч.32), извещение N 0134300051124000014 (далее - Извещение), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 29 февраля 2024 г. поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, в извещении об осуществлении электронного аукциона в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства N 2571 от 29 декабря 2021 г. "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571).
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы обоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы по существу объявлен перерыв до 16 часов 20 минут 06 марта 2024 с целью предоставления представителем заявителя надлежащим образом оформленной доверенности. Однако в указанное время представитель заявитель не явился, в связи с чем рассмотрение жалобы осуществлено без участия представителя ИП Ширханяна А.О.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 22 февраля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 22.02.2024 N0134300051124000014" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 347 400 руб. 00 коп.
Датой окончания срока подачи заявок является 01 марта 2024 года.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.03.2024 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подано 9 заявок, признанных соответствующими требованиям Извещения.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
В соответствии с позицией 7 Постановления N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта устанавливаются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей
Соответствие участника закупки вышеуказанным требованиям должно подтверждаться следующими документами:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
- случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, с учетом наименования объекта закупки (Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности (Строительство типового индивидуального жилого дома для предоставления по договору найма, Иркутская область, Аларский район, д. Маниловская, ул. Средняя, уч.32)) и состава работ, установленных Техническим заданием, а также с учетом установленного размера начальной (максимальной) цены контракта, Заказчику в Извещении об осуществлении закупки необходимо было установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства N 2571.
Так, Заказчиком при формировании извещения о проведении электронного аукциона допущено нарушение пункта 12 части 2 статьи 42, части 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 2571, позиции 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571.
В ходе проведения проверки в действиях заказчика выявлено нарушение Федерального закона N 44-ФЗ, которое выразилось в следующем.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В извещении о проведении закупки в разделе "Требования к участникам" заказчиком установлено, в том числе "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке содержаться в электроном документе "Требования к составу заявки", в подпункте "н" пункта 1 которого указано "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона (в соответствии с разделом 6 информационной карты), документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона (в соответствии с разделами 10 и 11 информационной карты, соответственно), если иное не предусмотрено Законом".
При этом в разделе 6 информационной карты, содержащейся в том же электронном документе, указано "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона" - "Требование не установлено".
Таким образом, имеется противоречивая информация между извещением о проведении закупки и входящим в его состав электронным документом.
В силу подпункта "а" пункта 4 раздела II Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" если информация, содержащаяся в электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
Вместе с тем из содержания извещения невозможно определить какое именно требование установлено заказчиком к участникам закупки в соответствии с требованием пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а также какие документы необходимо предоставить участникам закупки для подтверждения соответствия данному требованию.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ширханяна А.О. обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 12 части 2 статьи 42, часть 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, подпункт "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 2571, позицию 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены протоколов работы комиссии, внесения изменений в извещение данного электронного аукциона и продления сроков подачи заявок на участие в закупке;
4. Направить копию решения и предписания сторонам по жалобе;
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 марта 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024