резолютивная часть решения объявлена 04.03.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АСКЭ" _ без доверенности и ... по доверенности от 04.03.2024 г. (далее - Общество, Победитель закупки), директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "СОШ N11 им. Героя России Трошева Г.Н" г.о. Нальчик КБР ... (далее - Заявитель - 10), от Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "СОШ N23" г.о. Нальчик КБР .... (далее - Заявитель - 1), в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения обращения,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, обращения Заявителей 1-11 о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) в связи уклонением от заключения контрактов по итогам электронного аукциона N0104300014424000014 "Оказание услуг по техническому обслуживанию объектового оборудования ПАК "Стрелец- Мониторинг" и дистанционного радиомониторинга с контролем вывода сигнала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации для передачи радиосигнала о пожаре на центральный пульт пожарной связи (ГУ МЧС России по КБР)" (далее - Закупка, Аукцион), руководствуясь ст.104 Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ППN1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - ППN1576),
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступили обращения о включении в РНП сведений об Обществе, в связи с уклонением от заключения Контрактов по результатам Аукциона.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращениях, изучив представленные документы, проанализировав письменные пояснения Победителя Аукциона, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.02.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение N0104300014424000014, "Оказание услуг по техническому обслуживанию объектового оборудования ПАК "Стрелец- Мониторинг" и дистанционного радиомониторинга с контролем вывода сигнала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации для передачи радиосигнала о пожаре на центральный пульт пожарной связи (ГУ МЧС России по КБР)" с начальной (максимальной) ценой контракта 1 380 906,77 руб.
На участие в Аукционе было подано 3 заявки, которые в последующем были признаны соответствующими требованиям извещения и положениям Закона о контрактной системе и допущены до участия в Аукционе, впоследствии Общество признано победителем Аукциона.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104).
П.13 ПП N1078 предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет рассмотрение обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП N1078, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП N1078 от 30.06.2021 г.).
Согласно ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч.3 (за исключением случая, предусмотренного п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе) и ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч.3 и 5 ст.51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч.10 ст.104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп."а" п. "б", обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп."а" п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно представленным сведениям, 15.02.2024 г. Заявителями 1-11 были направлены проекты контрактов Победителю Аукциона, для подписания.
Со стороны Победителя Аукциона необходимо было в срок не позднее 26.02.2024 г. направить подписанные проекты.
Однако, Обществом на 26.02.2024 г. не подписаны указанные проекты.
Из письменных пояснений Общества следует, что намерения уклоняться от заключения контрактов не было.
Общество пояснило, что не удалось подписать контракты по следующим причинам:
Заявители 1-3, 7 и 10 установили, что в одном из представленных в качестве подтверждения добросовестности контракте имеется штраф в размере 28 руб.
Заявители 4,5 отменили процедуры подписания контрактов 26.02.2024, до наступления регламентного срока.
Контракты, направленные Заявителями 6,8,9 и 11 подписаны вовремя, однако в связи с техническими неполадками контракты не подписались.
Таким образом, размещение сведений об участнике закупки в РНП осуществляется лишь в случае установления антимонопольным органом факта уклонения участника Закупки от заключения контракта, выявления обстоятельств, свидетельствующих о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта. РНП фактически является специальной мерой ответственности, используемой в целях надлежащего исполнения лицом принятых на себя по результатам закупок обязательств.
На рассмотрении обращения, представителем Победителя Аукциона были представлены документы и сведения, о том, что, Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, добросовестно выполняющим свои обязательства более 20 лет.
Вместе с тем, данный Аукцион являлся совместным для 36 образовательных учреждений. По итогам Аукциона Обществом были заключены контракты с 21 образовательным учреждением.
При этом Комиссией установлено, что Обществом были исполнены в полном объеме 44 контракта, 16 контрактов находятся на стадии исполнения.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В рассматриваемом случае, отказ Общества от заключения контракта не может рассматриваться как недобросовестное поведения участника закупки в силу того, что последним представлены объективные причины невозможности подписания контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
При имеющихся обстоятельствах, у Комиссии не имеется объективных оснований для признания Общества уклонившимся от заключения контрактов. Доказательств, подтверждающих обратное в материалы дела, представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, ПП N1078, ПП N1576, Комиссия,
Решила:
1. Сведения об обществе с ограниченной ответственностью "АСКЭ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение в установленном порядке
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 6 марта 2024 г. N 007/06/104-195/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024