Резолютивная часть решения оглашена 29.02.2024
В полном объеме решение изготовлено 05.03.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Аксиома" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ЛС (Гепарин натрия) на 1 полугодие 2024 г. (изв. N 0369300061624000008), при дистанционном участии:
- представителя ГБУЗ "Районная больница с. Варна" (далее - заказчик) Чайниковой Е.Ю., действующего на основании приказа N 180/л от 05.07.2023;
- представителя ООО "Аксиома" (далее - заявитель, Общество) Зекунова Д.Р., действующего на основании доверенности N 1/4 от 09.10.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 22.02.2024 поступила жалоба ООО "Аксиома" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ЛС (Гепарин натрия) на 1 полугодие 2024 г. (изв. N 0369300061624000008) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 08.02.2024 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 331 425,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 16.02.2024 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
При рассмотрении заявок на участие в аукционе комиссией по осуществлению закупок, заказчиком не применены положения пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
По мнению заявителя, указанные действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика не соответствуют законодательству о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя согласился, представил письменные пояснения, в которых указал, что в связи с ошибкой комиссией по осуществлению закупок, заказчиком при рассмотрении заявок участников закупки не применены положения пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства N1289).
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N126н).
Объектом закупки является поставка гепарина натрия в форме раствора для внутривенного и подкожного введения.
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, гепарин натрия включен в указанный перечень.
В силу пункта 1 приказа N 126н, а также пункта 1 постановления Правительства N1289 на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены преимущества в отношении цены контракта в размере 15% в соответствии с Приказом N 126н, а также ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов согласно Постановлению Правительства N 1289.
Исходя из материалов дела, в аукционе участвовало семь участников.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 20.02.2024 заявки участников закупки с идентификационными номерами 115898809, 115898919, 115903891, 115902163, 115889218, 115855084 признаны комиссией соответствующими требованиям извещения.
Участниками закупки к поставке предложены товары различных производителей, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Республика Беларусь), что подтверждается сертификатами о происхождении товара (производители: ООО "Велфарм", ФКП "Армавирская биологическая фабрика", РУП "Белмедпрепараты", ФГУП "Московский эндокринный завод").
Заявка участника закупки с идентификационным номером 115905117 отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании постановления Правительства N 1289, поскольку заявка участника закупки содержит предложение о поставке препарата, происходящего из иностранного государства - Испания (при условии, что на участие в аукционе подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения и документации о закупке и содержат предложение о поставке препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза).
В силу пункта 1(1) постановления Правительства N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 1(2) постановления Правительства N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) постановления Правительства N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного постановления.
Согласно пункту 1.4 приказа N126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Как следует из материалов дела, заявки участников закупки участников закупки с идентификационными номерами 115898809, 115898919, 115902163, 115889218, 115855084 не содержат документов, предусмотренных действующим законодательством для подтверждения того факта, что все стадии производства предлагаемых участниками к поставке лекарственных препаратов, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Заявка участника закупки с идентификационным номером 115903891 (ООО "Аксиома") содержит предложение о поставке лекарственного препарата "Гепарин", производимого ФГУП "Московский эндокринный завод" (Российская Федерация), о чем свидетельствует сертификат о происхождении товара.
Также Обществом в составе заявки на предлагаемый к поставке лекарственный препарат "Гепарин" представлено регистрационное удостоверение N Р N002077/01 от 21.11.2008.
В подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) постановления N 1289, ООО "Аксиома" представлен сертификат соответствия производителя требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (GMP/EAEU/RU/00061-2021 от 21.07.2021), а также документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0002523/12/2023 от 18.12.2023) (далее - документ СП).
Все графы указанного документа СП заполнены, за исключением граф 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы", 2.Б.2 "Получение готового нерасфасованного продукта". Так, в данных графах указан знак "------------" (прочерк).
Исходя из пункта 1.1 документа СП, методом получения фармацевтической субстанции лекарственного препарата "Гепарин" является выделение фармацевтической субстанции из источников животного происхождения.
В соответствии с Минпромторга России от 16.08.2022 N 79287/19, приложением N 2 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минпромторга России от 31.12.2015 N 4368, для фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из источников минерального, биологического, животного или растительного происхождения, предусмотрены технологические процессы начиная с "обработки (без изменения молекулы)". Таким образом, для данных методов получения фармацевтической субстанции подтверждением всех стадий технологического процесса производства на территории Союза является указание в документе СП стадий технологического процесса начиная с подпункта 2.А.2. "Стадии обработки (без изменения молекулы)".
В государственном реестре лекарственных средств, в отношении предлагаемого Обществом к поставке лекарственного препарата с МНН "Гепарин натрия" (регистрационное удостоверение N Р N002077/01 от 21.11.2008) содержатся сведения о фармацевтической субстанции, согласно которым ее производителем является, в том числе ФГУП "Московский эндокринный завод" (Российская Федерация).
С учетом указанных обстоятельств, заявка ООО "Аксиома" содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтической субстанции, осуществляются на территории государства - члена Евразийского экономического союза (Российская Федерация), и при этом сведения о такой фармацевтической субстанции включены в государственный реестр лекарственных средств. Указанный факт подтверждается предусмотренными пунктом 1(2) постановления Правительства N 1289 документами, которые представлены Обществом в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, участник, который соответствует условиям допуска, предусмотренным пунктом 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, является ООО "Аксиома". Следовательно, контракт должен быть заключен с ООО "Аксиома" по цене, предложенной Обществом. Однако в нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункта 1.4. приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н заказчиком направлен проект контракта для его подписания ООО "МФК "Арфа".
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Аксиома" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ЛС (Гепарин натрия) на 1 полугодие 2024 г. (изв. N 0369300061624000008) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 марта 2024 г. N 074/06/106-419/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024