Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "Городская поликлиника N4 города Сочи" МЗ КК, в отсутствие представителей ООО "МПК "Елец", рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская поликлиника N4 города Сочи" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка шприцев" (извещение N 0318300596224000005) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки по позициям 5 и 7 установлены характеристики, нарушающие положения ст. 33 Закона о контрактной системе. При этом, указание в описание объекта закупки товаров отечественных и зарубежных производителей ограничивают применения национального режима.
Заказчиком предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Городская поликлиника N4 города Сочи" МЗ КК проводился электронный аукцион: Поставка шприцев" (извещение N0318300596224000005).
Начальная (максимальная) цена контракта - 565 042,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позиции 5 и 7 требуется к поставке следующее :
5 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004564 |
1000 |
Штука |
Градуированный объем шприца, Кубический сантиметр;^миллилитр |
5 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
КТРУ |
Игла в комплекте, шт |
Одна и более |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
КТРУ |
|||||
Коннектор |
Луер Лок |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
КТРУ |
|||||
3-х компонентный тип шприца |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для более плавного скольжения поршня внутри цилиндра, обеспечивает менее болезненное введение инъекции пациенту |
|||||
Материал изготовления корпуса и поршня шприца не содержат латекса и силиконовых добавок |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для снижения риска возникновения аллергических реакций |
|||||
Прозрачный цилиндр с двойным стопорным кольцом |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
|||||
Длина трубки иглы, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
|||||
Диаметр трубки иглы, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||||
Игла предустановлена в защитное устройство |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы |
|||||
Защитное устройство в форме пластикового чехла с павильоном, полностью закрывающего иглу после использования с пластиковыми зажимами |
наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для предотвращения контакта персонала с иглой |
|||||
Возможность активации одной рукой на удалении от иглы |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для устранения необходимости прикосновения пальца к игле |
|||||
Упаковка индивидуальная стерильная |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Обеспечивает максимальное удаления газов после стерилизации |
|||||
Количество в групповой упаковке, шт |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Для удобства выдачи и хранения внутри отделений |
7 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004564 |
1000 |
Штука |
Градуированный объем шприца, Кубический сантиметр;^миллилитр |
10 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
КТРУ |
Игла в комплекте, шт |
Одна и более |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
КТРУ |
|||||
Коннектор |
Луер Лок |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
КТРУ |
|||||
3-х компонентный тип шприца |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для более плавного скольжения поршня внутри цилиндра, обеспечивает менее болезненное введение инъекции пациенту |
|||||
Материал изготовления корпуса и поршня шприца не содержат латекса и силиконовых добавок |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для снижения риска возникновения аллергических реакций |
|||||
Прозрачный цилиндр с двойным стопорным кольцом |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
|||||
Длина трубки иглы, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
|||||
Диаметр трубки иглы, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||||
Игла предустановлена в защитное устройство |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы |
|||||
Защитное устройство в форме пластикового чехла с павильоном, полностью закрывающего иглу после использования с пластиковыми зажимами |
наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для предотвращения контакта персонала с иглой |
|||||
Возможность активации одной рукой на удалении от иглы |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для устранения необходимости прикосновения пальца к игле |
|||||
Упаковка индивидуальная стерильная |
соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Обеспечивает максимальное удаления газов после стерилизации |
|||||
Количество в групповой упаковке, шт |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Для удобства выдачи и хранения внутри отделений |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчику по позиции 5 и 7 требуются к поставке шприцы общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004564).
По указанной позиции Заказчиком установлены характеристики в соответствии с КТРУ. С учетом п.5 Правил указаны дополнительные требования "Защитное устройство в форме пластикового чехла с павильоном, полностью закрывающего иглу после использования с пластиковыми зажимами.". Руководствуясь п.6 Правил Заказчиком приведено обоснование необходимости их использования: "Для предотвращения контакта персонала с иглой".
Заявитель указывает, что по позициям 5 и 7 раздела "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены дополнительные характеристики - "встроенный защитный колпачок", не предусмотренные позицией КТРУ, что свидетельствует о незначительности и избыточности потребительских свойств медицинского изделия, и при этом, не оказывает существенного влияния на применение шприцев по их прямому назначению, не отражает потребительских свойств товара.
Заказчик пояснил, что описание объекта закупки составлено с учетом положений п.6 Правил.
Заказчик является специализированным лечебным учреждением, осуществляющим лечение пациентов, в том числе с вирусными гепатитами и ВИЧ, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Из пояснений Заказчика следует, что установление дополнительной характеристики в части наличия в требуемых к поставке шприцев защитного устройства в форме пластикового чехла с павильоном, полностью закрывающего иглу после использования с пластиковыми зажимами обусловлено тем, что большинство случайных повреждений происходит в первые секунды после выведения иглы из вены, мышцы пациента и переноса использованной иглы в контейнер для отходов.
Заказчик в своей деятельности неизбежно сталкивается с пациентами инфицированными ВИЧ и гепатитами. Травма от прокола загрязнений иглой, загрязнение инфицированной кровью поврежденной кожи и слизистой оболочки медицинского персонала, является аварийной ситуацией с соответствующими протоколами незамедлительных действий, снижающих риск инфицирования.
Именно внедрение в медицинскую практику безопасных устройств помогает снизить количество случаев травм медицинских работников. Сброс иглы в чехле исключает риск случайного укола иглой, как и попадания капель инфицированной крови на слизистые оболочки.
Заявитель также указывает, что ГОСТом ISO 7886-1-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования" не предусмотрена установленная Заказчиком характеристика как наличие "встроенного защитного колпачка".
Заказчик пояснил, что ГОСТ устанавливает минимальные требования к качеству товара, без соблюдения которых изделие будет непригодно для использования по назначению. При этом, ГОСТом не запрещено производство товара с улучшенными потребительскими свойствами.
В связи с изложенным, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента и медицинского персонала, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Таким образом, Заказчиком в описание объекта закупки включено полное, объективное, непосредственно относящееся к лечебному процессу обоснование необходимости использования вышеуказанной дополнительной характеристики.
Заявитель также указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки указаны товары, соответствующие продукции исключительно импортного производства. При этом, отечественные производители не изготавливают товары с требуемой характеристикой в виде "встроенного защитного колпачка".
При формировании объекта закупки и технического задания Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика формировать техническое задание и описание объекта закупки таким образом, чтобы каждой позиции соответствовал товар российского или зарубежного происхождения.
Заказчик пояснил, что в настоящее время на рынке представлено несколько производителей товара, отвечающего требованиям Заказчика согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Росздравнадзора:
1) Шприц инъекционный однократного применения стерильный по ТУ 32.50.13-001-41784054-2020. РУ N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г. Производитель: ООО "Парамед Консалтинг" Россия, КНР
2) Шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с иглами и без игл Vogt Medical. РУ NРЗН 2016/3938 от 16.02.2017. Производитель "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ". Германия.
Таким образом, на рынке существует как минимум два производителя, отвечающие потребностям Заказчика, в связи с чем, закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке.
Кроме того, в рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам , с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
Предметом аукциона является поставка, а не производство товара, в связи с чем, поставщиком товара может выступить любое физическое лицо, юридическое лицо , готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющую потребности Заказчика.
При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя.
Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе не обязывают ответчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В связи с изложенным, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Согласно ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе подать жалобу на действия субъекта контроля, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заявитель не представил доказательства нарушения прав и законных интересов.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300596224000005).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 февраля 2024 г. N 152/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024