Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные МАОУ Лицей ПГТ Афипского им. Вишни Д.И., о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" в связи с односторонним отказом МАОУ Лицей ПГТ Афипского им. Вишни Д.И. от исполнения контракта (реестровая запись контракта: N 3234801442222000002),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МАОУ Лицей ПГТ Афипского им. Вишни Д.И. (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" (далее - Подрядчик) в связи с односторонним отказом МАОУ Лицей ПГТ Афипского им. Вишни Д.И. от исполнения контракта (реестровая запись контракта: N 3234801442222000002).
08.07.2022 между МАОУ Лицей ПГТ Афипского им. Вишни Д.И. и ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" заключен контракт на выполнение работ: "Работы по строительству объекта "Реконструкция МАОУ лицей пгт. Афипский по адресу: поселок городского типа Афипский, ул. Победы, 9 с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест. 1 этап"" на сумму 226 377 067,73 рублей.
08.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- Исполнитель: Общество с ограниченной ответственностью "МОНТАЖРЕМСТРОЙ";
- адрес: 350001, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 128, комната 36;
- ИНН: 2312165403, КПП: 230901001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.07.2022 между МАОУ Лицей ПГТ Афипского им. Вишни Д.И. и ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" заключен контракт на выполнение работ: "Работы по строительству объекта "Реконструкция МАОУ лицей пгт. Афипский по адресу: поселок городского типа Афипский, ул. Победы, 9 с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест. 1 этап"" на сумму 226 377 067,73 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по строительству объекта "Реконструкция МАОУ лицей пгт. Афипский по адресу: поселок городского типа Афипский, ул. Победы, 9 с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест. 1 этап" (далее - Объект), согласно проектной документации и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке, объёме и размере, установленными Контрактом, за счет средств бюджета муниципального образования Северский район.
Подрядчик осуществляет работы по строительству Объекта, и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другими, предъявляемыми к ним требованиям, и со сметой, определяющей цену работ согласно статье 743 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1 контракта срок выполнения работ:
- начало с даты заключения Контракта;
- окончание не позднее 30 ноября 2022 года (включительно).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта от 08.07.2022 N 1 результатом выполненных работ, предусмотренных Контрактом, является построенный Объект капитального строительства.
В указанный в Контракте срок, работы по строительству не завершены, Объект не сдан.
Администрация МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район имени Д.И. Вишни заключала дополнительные соглашения к Контракту от 08.07.2022 N 1 о продлении срока выполнения работ, а именно:
- дополнительным соглашением от 16.12.2022 N 2 срок выполнения работ продлен до 31 марта 2023 года;
- дополнительным соглашением от 31.03.2023 года N 5 в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Северский район от 31.03.2023 года N 454 срок выполнения работ продлен до 15 июня 2023 года.
Руководствуясь условиями дополнительного соглашения от 31.03.2023 N 5 к Контракту от 08.07.2022 N 1 ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" обязалось выполнить работы по строительству Объекта - не позднее 15 июня 2023 года.
Однако, в указанный срок, предусмотренный дополнительным соглашением от 31.03.2023 N 5, обязательства по строительству не выполнены и Объект не сдан.
На протяжении исполнения контракта Заказчик вел претензионную работу, направляя в адрес Подрядчика требования, претензии, информационные письма с требованиями устранить нарушения выявленные в ходе строительства, уплаты неустоек (штрафов, пеней), оплаты счетов за потребленную электроэнергию по Договору от 08.07.2022 б/н, а также принятия исчерпывающих мер для завершения строительства и выполнения всех взятых на себя обязательств.
Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 11.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.2 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
08.02.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно представленному Заказчиком скриншоту, Заказчик направил решение по электронной почте в адрес ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ".
ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" присвоен входящий номер документа N34 от 09.02.2024.
Также установлено, что решение направлено почтовым отправлением в адрес ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" (РПО: 35323652010729).
29.02.2024 - Вручение адресату.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно сведениям из Единой информационной системе установлено, что Этап контракта с 08.07.2022 по 10.10.2022 Исполнен на 2 323 808,10 руб. из 2 323 808,10 руб.
Этап контракта с 15.10.2022 по 08.06.2023 Исполнен на 299 059,07 руб. из 437 788,60 руб.
Этап контракта с 01.09.2022 по 09.06.2023 Исполнен на 31 174 324,88 руб. из 32 709 157,35 руб.
Этап контракта с 01.08.2022 по 10.06.2023 Исполнен на 11 661 547,44 руб. из 13 757 954,93 руб.
Этап контракта с 08.07.2022 по 11.06.2023 Исполнен на 2 402 167,62 руб. из 3 130 802,69 руб.
Этап контракта с 08.07.2022 по 12.06.2023 Исполнен на 32 290 118,69 руб. из 32 631 090,13 руб.
Этап контракта с 08.07.2022 по 13.06.2023 Исполнен на 31 326 003,90 руб. из 31 365 747,16 руб.
Этап контракта с 08.07.2022 по 14.06.2023 Исполнен на 73 790 853,40 руб. из 81 039 339,24 руб.
Этап контракта с 15.08.2022 по 15.06.2023 Исполнен на 22 484 172,00 руб. из 28 981 379,53 руб.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
На основании представленных пояснений и материалов, установлено, что умышленное уклонение от исполнения государственного контракта со стороны ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" отсутствует, учитывая тот факт, что контракт исполнен Обществом на сумму 207 752 055, 00 рублей, в связи с чем, применение к ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МАОУ Лицей ПГТ Афипского им. Вишни Д.И. в отношении ООО "МОНТАЖРЕМСТРОЙ" (350001, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 128, комната 36; ИНН: 2312165403, КПП: 230901001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 марта 2024 г. N РНП-23-164/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024