рассмотрев жалобу ООО "СОФ БаРо" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Клинический онкологический диспансер N1" МЗ КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (шприцы инъекционные однократного применения)" (извещение N 0818500000824001158) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в "Описании объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.02.2024 г. уполномоченным органом - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (шприцы инъекционные однократного применения)" (извещение N 0818500000824001158). Заказчик - ГБУЗ "Клинический онкологический диспансер N1" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 523 850,00 руб.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Заказчиком по позициям 2, 4, 6 установлены дополнительные характеристики:
N п/п |
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции КТРУ или ОКПД2 |
Характеристики товара, работы, услуги |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
|||
2 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004572 |
|
|||
Устройство, препятствующее повторному применению, срабатывающее автоматически после завершения применения изделия |
Наличие |
Требование установлено с учетом особенностей клинического применения, с целью предотвращения повторного использования шприцев посредством устройства, обеспечивающего наивысшую степень защиты. Срабатываемый после введения необходимой дозы механизм, приводит к разрушению шприца и исключает его повторное применение, что актуально в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (ВИЧ, гепатит и др.). |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
4 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004572 |
|
|||
Устройство, препятствующее повторному применению, срабатывающее автоматически после завершения применения изделия |
Наличие |
Требование установлено с учетом особенностей клинического применения, с целью предотвращения повторного использования шприцев посредством устройства, обеспечивающего наивысшую степень защиты. Срабатываемый после введения необходимой дозы механизм, приводит к разрушению шприца и исключает его повторное применение, что актуально в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (ВИЧ, гепатит и др.). |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
6 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004572 |
|
|||
Устройство, препятствующее повторному применению |
Наличие |
Требование установлено с учетом особенностей клинического применения, с целью предотвращения повторного использования шприцев посредством устройства, обеспечивающего такую защиту. Срабатываемый после введения необходимой дозы механизм, исключает его повторное применение, что актуально в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (ВИЧ, гепатит и др.). |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Заявитель в жалобе указывает, что требования в "Описании объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно: по позициям 2, 4, 6 Заказчик установил следующие дополнительные характеристики товара: "Устройство, препятствующее повторному применению, срабатывающее автоматически после завершения применения изделия" без надлежащего обоснования.
Комиссией установлено, что в "Описании объекта закупке" по характеристике "Устройство, препятствующее повторному применению, срабатывающее автоматически после завершения применения изделия. Вид коннектора - несъемная игла" представлено обоснование: "Требование установлено с учетом особенностей клинического применении, с целью предотвращения повторного использования шприцев посредством устройства, обеспечивающего наивысшую степень защиты. Срабатываемый после введения необходимой дозы механизм, приводит к разрушению шприца и исключает его повторное применение, что актуально в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (ВИЧ, гепатит и др.).
Постановление N145 не содержит специальных требований к содержанию обоснования включения дополнительных требований к закупаемому товару.
Представитель Заказчика пояснил, что потребность применения механизмов от защиты повторного использования шприца обусловлена необходимостью предотвращения заражения персонала и пациентов различными инфекционными заболеваниями. Любой из необходимых и закупаемых шприцев с различными механизмами защиты от повторного использования преследуют одну и ту же цель - предотвращение и профилактика инфекционных болезней.
Специализированным документом, регламентирующим требования по профилактике инфекционных болезней, является СанПиН 3.3686-21. Положения СанПиН 3.3686-21 указывают на недопустимость повторного использования медицинских изделий однократного применения, на соблюдение требований к безопасности при манипуляциях с медицинскими изделиями, в том числе для инъекций, инфузий, забора крови и др.
Ссылка Заявителя на Методические указания МУ 3.1.2313-08 3.1. "Профилактика инфекционных заболеваний. Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения. Методические указания" не может быть принята во внимание в силу следующего: данный документ является рекомендательным и не обязательным к применению; данные рекомендации, а также СанПиН 2.1.3684-21 подразумевают исключительно аппаратные методы обеззараживания. Не аппаратные методы не рассматриваются. Кроме того, оба этих документа подразумевают лишь применение шприцев общего назначения без механизмов предотвращения повторного использования; описание подразумевает разрушение шприца, но при этом, это не свидетельствует о том, что в дальнейшем шприц может стать не пригодным для обеззараживания в соответствии с вышеуказанными документами. Конкретный механизм срабатывания не установлен.
Согласно ГОСТ ISO 7886-4-2011: "Для широкого применения ВОЗ разработала спецификации для шприцев, приходящих в негодность после применения (обычно называемых "автоматически приходящими в негодность" шприцами), как для иммунизации фиксированной дозой, так и для шприцев общего назначения, снабженных устройствами, препятствующими повторному применению. ВОЗ и ISO приняли решение, что дополнительные части ISO 7886 потребуются только для описания автоматически приходящих в негодность шприцев, при этом ISO 7886-1 и ISO 7886-2 не будут содержать изменений"
Вышеуказанный ГОСТ указывает на то, что шприцы общего назначения могут снабжаться устройствами, препятствующими повторному применению.
Подтверждение того, что шприцы с механизмом предотвращения повторного использования являются шприцами общего назначения, можно найти в п.12.3. ГОСТ ISO 7886-4-2011, где речь идет о посадке цилиндра в поршне: "Для шприцев общего назначения применяют требования подраздела 12.2 ISO 7886-1. Для инсулиновых шприцев применяют требования подраздела 11.3 ISO 8537".
Таким образом, требование о наличии защитного шприцев от повторного использования имеет обоснование необходимости установления такой характеристики.
Заявитель в жалобе указывает, что для описания объекта закупки необходимо использовать позицию КТРУ 32.50.13.110-00003.
Позиция КТРУ 32.50.13.110-00003 является укрупненной. Применение ее в извещении невозможно по техническим причинам. При этом, если перейти к позициям КТРУ, которые включает в себя данная укрупненная позиция, указаны две позиции.
Для применения того или иного кода КТРУ является потребность Заказчика в том товаре, который данный код описывает. По настоящей закупке Заказчику требуются шприцы общего назначения, которые изготавливаются и обращаются по ГОСТ ISO 7886-1-2011 и по ГОСТ ISO 7886-4-2011, а не шприцы для вакцинации, которые имеют иную сферу применения и иные конструкционные особенности. Так, например, согласно ГОСТ 7886-3-2011 (п.10.2.) для шприцев для вакцинации предусмотрено всего лишь два деления шкалы - "Шкала должна иметь только две метки: нулевую линию и линию номинальной вместимости. Эти линии должны быть одинаковой толщины и быть нанесены под прямыми углами к оси цилиндра". Шприцы общего назначения имеют свою градуировку, которая отличается ценой деления в зависимости от объема шприца, о чем указано в таблице N 1. ГОСТ ISO 7886-1-2011.
При этом, в зависимости от объема, ГОСТ 7886-1-2011 предусматривает допуски на градуированную вместимость шприца общего назначения, а также допускает дополнительную градуировку шприца общего назначения, требования к которой, согласно данному ГОСТ установлены, например, в позиции N 18. Такой шприц предназначен для смешивания нескольких препаратов в шприце и последующего введения препарата либо в тело человека, либо в другое медицинское изделие (система для вливания растворов).
Шприц для вакцинации имеет иную сферу применения, они, как правило, предназначены для вакцинации фиксированной дозы лекарственного средства. Так как объем вакцины ампуле фиксирован, то, в данных шприцах отсутствует градуировка. Ниже приводим сравнение описаний кодов вида медицинского изделия шприца для вакцинации и шприца общего назначения.
Заказчиком при описании характеристик использовался КТРУ 32.50.13.110-00004572 "Шприцы общего назначения".
Таким образом, обязанности использовать позицию КТРУ 32.50.13.110-00003 для описания объекта закупки у Заказчика не имелось.
Согласно ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Описание объекта закупки сформировано в соответствии с потребностями медучреждения, с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить товары, отвечающие требованиям извещения и удовлетворяющие потребностям Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем в материалы дела не предоставлены.
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОФ БаРо" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000824001158).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 марта 2024 г. N 169/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024