Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С.- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие заявителя индивидуального предпринимателя Писаренко Г.В. (ходатайство в отсутствие ИП Писаренко Г.В.) и в присутствии представителей муниципального заказчика АМО "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" Чернухиной С.И. (доверенность от 12.04.2023 N13), Манташовой А.Р. (доверенность от 02.08.2023 N21), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Писаренко Г.В. на действия муниципального заказчика АМО "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по демонтажу самовольно построенного объекта, расположенного по адресу: г. Ахтубинск, ул. Нестерова, зд. 3/6 с кадастровым номером 30:01:150101:3108 (номер извещения: 0125300003924000003), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ)
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.02.2024 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Писаренко Г.В. (далее - Заявитель, ИП Писаренко Г.В.) на действия муниципального заказчика АМО "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по демонтажу самовольно построенного объекта, расположенного по адресу: г. Ахтубинск, ул. Нестерова, зд. 3/6 с кадастровым номером 30:01:150101:3108 (номер извещения: 0125300003924000003) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 28.02.2024 NНМ/1348/24 и NНМ/1349/24 рассмотрение жалобы было назначено на 04.03.2024 на 14 час.00 мин.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
20.02.2024 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе не применен код КТРУ 43.11.00.000-00000002 "Осуществление сноса объекта капитального строительства", в части не установления едины измерения: кубический метр.
Комиссия считает данный довод необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в т.ч. следующую информацию - наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчиком для объекта закупки выбран код ОКПД2 43.11.10.000 "Работы по сносу зданий и сооружений", единица измерения: условная единица.
Как следует из пояснений представителей Заказчика, в локальном сметном расчете проектной документации применена расценка ФЕР46-06-009-05 "Поэлементная разборка всех конструкций зданий с сохранением годных материалов: прочих неотапливаемых, включая склады, сараи и строения", включающая в себя следующий состав работ:
01. Полная комплексная разборка зданий, включая фундаменты, с применением строительных машин и механизмов.
02. Выборка годных материалов с очисткой с укладкой в штабели.
03. Перевозка материалов, полученных от разборки, на промежуточный склад.
Вышеуказанный ФЕР утвержден Приказами Минстроя России от 26 12 2019 г N 871/пр, 872/пр, 873/пр, 874/пр, 875/пр, 876/пр, от 30 03 2020 N 171/пр. 172/пр, от 01 06 2020 N 294/пр. 295/пр. от 30 06.2020 N 352/пр, 353/пр, от 20 10.2020 N 635/пр, 636/пр. от 09 02 2021 N 50/пр, 51/пр от 24 05 2021 N 320/пр, 321 /пр. от 24 06.2021 N 407/пр, 408/пр, от 14 10.2021 N 745/пр, 746/пр), от 20 12 2021 N 961/пр. 962/пр (с учетом дополнений и изменений).
Так как в состав работ по демонтажу объекта входит не только разборка здания, но и иные работы (выборка, очистка, перевозка материалов и т.д.) Заказчиком в данной закупке была выбрана единица измерения: условная единица, что соответствует коду позиции КТРУ 43.11.10.000-00000001 "Работы по сносу зданий и сооружений" с единицей измерения: условная единица. Обязательное применение данного кода - 01.01.2025 год.
Порядок определения даты начала обязательного применения позиций каталога, в том числе в случае внесения в такие позиции изменений, установлен пунктом 18 Правил формирования каталога, в соответствии с которым дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 указанных Правил, устанавливается с отложенным сроком - не ранее 30 дней со дня включения в ЕИС соответствующей информации.
При этом обязанность применения заказчиком информации, содержащейся в позиции каталога, наступает с установленной в позиции каталога даты начала обязательного ее применения (пункт 4 Правил использования каталога). До наступления указанной даты заказчик вправе применять соответствующую информацию (пункт 3 Правил использования каталога).
Учитывая вышеизложенное, Заказчик правомерно не установил описание объекта закупки по позиции КТРУ43.11.10.000-00000001 "Работы по сносу зданий и сооружений", обязательную к применению с 01.01.2025 г.
Данная позиция отражена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2023 N24-03-06/37712.
При этом Заявитель явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил и доказательств, опровергающих указанный довод, не представил, в то время как частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на подателя жалобы возлагается такая обязанность.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия считает довод Заявителя о том, что Заказчиком не установлены сроки выполнения работ в проекте муниципального контракта необоснованным, поскольку в пункте 17.3.1. проекта муниципального контракта, являющемся приложением к Извещению, установлено следующее: "Срок выполнения работ: работы выполняются в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения настоящего Контракта".
Также довод Заявителя о том, что что Заказчиком установлены гарантии к качеству работ согласно Извещению, при этом требований к качеству выполнения работ проект контракта не содержит, Комиссия считает несостоятельным, поскольку в пункте 18.1. проекта муниципального контракта, являющемся приложением к Извещению, указаны условия о гарантии качества "Гарантия качества результата работ, предусмотренного контрактом, распространяется на все, составляющее результат работ".
Кроме того, Заявитель просит, принять во внимание, что в настоящее время идет судебный процесс по гражданскому делу в Ахтубинском районном суде судьей Лубянкиной Ю.С. дело номер 2-1635/2023 930RS0005-01-2023- 001965-91, в связи с чем, Заявитель считает размещения Извещения на официальном сайте незаконным.
Частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля), в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Такой порядок предусматривает, в частности:
1) порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок. При этом при организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
2) критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории риска;
3) порядок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок;
4) перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;
5) порядок действий контрольных органов в сфере закупок, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний таких органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;
6) порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
5) соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, проверка соблюдения требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат, проверка наличия у Заказчика потребности в закупаемых товаров (работ, услуг) к компетенции антимонопольного органа не относится.
Кроме того, рассматриваемый спор имеет гражданско-правовой характер и вытекает из существующих договорных отношений вышеназванных сторон.
На отсутствие у антимонопольного органа полномочий по разрешению гражданско-правовых споров между хозяйствующими субъектами указал и Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.06.2008 N 30.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Писаренко Г.В. на действия муниципального заказчика АМО "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по демонтажу самовольно построенного объекта, расположенного по адресу: г. Ахтубинск, ул. Нестерова, зд. 3/6 с кадастровым номером 30:01:150101:3108 (номер извещения: 0125300003924000003) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 марта 2024 г. N 030/06/42-234/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024