Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Меркулов Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскина И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) Николенко Ольги Александровны (доверенность N10 от 27.02.2024 года), и в присутствии представителей Индивидуального предпринимателя Федоровой Валерии Геннадиевны Ляминой Елены Владимировны (доверенность N3 от 28.02.2024 года) и Федорова Ильи Геннадиевича (доверенность N3 от 28.02.2024 года), рассмотрев заявление Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) (ИНН 3015081689; 414004, г. Астрахань, ул. Покровская роща, зд. 4) о внесении информации об Индивидуальном предпринимателе Федоровой Валерии Геннадиевне (ИНН 772021421328; 111558, Москва, пр. Напольный, д. 18, кв. 99) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.02.2024 года поступило заявление Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) (далее также - Заказчик) о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Федоровой Валерии Геннадиевне (далее также - Исполнитель, Предприниматель, ИП Федорова В.Г.) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию установок охранно-пожарной сигнализации (ИКЗ 231301508168930150100100070180000244) (номер извещения 0325100016023000527) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 04.03.2024 года в 14 час. 30 мин. местного времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. 505.
Представитель Заказчика принял личное участие в рассмотрении заявления.
Генеральный директор Общества также принял участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
21.11.2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию установок охранно-пожарной сигнализации (номер извещения 0325100016023000527) (далее - аукцион).
По результатам электронного аукциона победителем была признана ИП Федорова В.Г. (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2023 NИЭА1).
13.12.2023 года между Заказчиком и Исполнителем был заключен Контракт, по условиям которого Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по техническому обслуживанию установок охранно-пожарной сигнализации (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их.
В соответствии с пунктом 6.1 Контракта цена Контракта составляет 1 194 000,00 рублей, НДС не облагается в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
В силу пункта 4.3 Контракта место оказания услуг: 414011, г. Астрахань, ул. Покровская роща, 4, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань).
Пунктом 4.1 Контракта установлено, что срок оказания услуг: с 09.01.2024, но не ранее даты заключения Контракта, до 25.12.2024 года.
Согласно пункту 4.2 Контракта датой исполнения Исполнителем обязательств по Контракту считается дата подписания документа о приемке, сформированного в единой информационной системе в сфере закупок и подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями. Документ о приемке должен содержать:
- структурированный документ о приемке;
- счет;
- счет-фактура (при наличии);
- иные документы, предусмотренные для данного вида услуг.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Контракта Исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с техническим заданием в предусмотренный Контрактом срок.
В силу пункта 3.2.2 Контракта Исполнитель обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Пунктом 3.3.1 Контракта установлено, что Заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств, установленных Контрактом.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 12.02.2024 года (далее - Решение Заказчика) Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с неисполнением Обществом своих обязанностей надлежащим образом.
В Решении Заказчика Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) установлено следующее:
"_В соответствии с п. 1.1. Технического задания (приложение N1 к контракту), Исполнитель обязан на этапе исполнения контракта (в течение 5 календарных дней после заключения контракта) предоставить Заказчику заверенные копии допусков по электробезопасности и список специалистов, копии медицинских книжек с действующим сроком.
Срок предоставления документов - не позднее 18.12.2023 г.
В обращениях Исполнителя NФС-12/485 от 21.12.2023 г., NФС-12/495 от 25.12.2023 г. отсутствовали заверенные копии допусков по электробезопасности, копии медицинских книжек с действующим сроком, список сотрудников не содержал сведения о группе электробезопасности. В обращении NФС-12/545 от 30.12.2023 г. отсутствовали копии медицинских книжек с действующим сроком, в удостоверениях Фёдорова И.Г. и Коскова А.Н. была просрочена дата следующей проверки знаний нормативных документов (09.12.2023 г. и 26.12.2023 г. соответственно). Медицинские книжки Фёдорова И.Г. и Спирина Д.А. были выданы 15.01.2024 г. В удостоверениях Фёдорова И.Г. и Спирина Д.А. дата проверки результатов знаний нормативных документов указана - 25.12.2023 года.
Удостоверения о повышении квалификации по программе "Обучение для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации" на Алиева Х.Р., Крылова Д.Г., Мудикова Ф.К. были представлены Исполнителем 01.02.2024 года. Период обучения с 22.12.2023 г. по 28.12.2023 г.
Удостоверения о повышении квалификации по программе "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" на Алиева Х.Р., Крылова Д.Г., Мудикова Ф.К. были представлены Исполнителем 01.02.2024 года. Период обучения с 21.11.2023 г. по 21.12.2023 г.
Удостоверения, подтверждающие группу по безопасности работ на высоте на Алиева Х.Р., Крылова Д.Г., Мудикова Ф.К. были представлены Исполнителем 01.02.2024 года. Дата выдачи удостоверений - 12.01.2024 года.
Удостоверения о допуске к работам в электроустановках с напряжением на Алиева Х.Р., Крылова Д.Г., Мудикова Ф.К. были представлены Исполнителем 01.02.2024 года. Дата выдачи удостоверений - 09.01.2024 года.
Медицинские книжки Мудикова Ф.К., Крылова Д.Г. были выданы 01.02.2024 года. Представлены Исполнителем вместе с медицинской книжкой Алиева Х.Р. 01.02.2024 года.
Таким образом, Заказчик полагает, что уже на момент подписания контракта NЗ-ЭА от 13.12.2023 года Исполнитель не был готов выполнять его условия.
Согласно Таблице 2 "Перечень услуг" Технического задания (приложение N1 к контракту) Исполнитель оказывает определённые услуги ежемесячно. Кроме того, Исполнитель после подписания контракта в течение 3 рабочих дней разрабатывает и согласовывает с Заказчиком график оказания услуг.
ИП Федоровой ВГ. были нарушены вышеуказанные условия контракта, в том числе срок предоставления документов, который составлял - не позднее 18.12.2023 г.
Представленный 16.01.2024 года график не мог быть согласован и принят в работу, поскольку содержал следующие ошибки: в строке выполнение работ по техническому обслуживанию неправильно указано наименование Заказчика, субъект РФ (место оказания услуг), техническое обслуживание неверно распределено по периодичности оказания услуг.
Исправленный график не представлен Заказчику по настоящее время.
В соответствии с п. 3.6. Технического задания (приложение к контракту), Исполнитель обязан вести "Журнал выполненных работ"; назначить лицо, ответственное за своевременную и качественную организацию оказания услуг в соответствии с требованиями, представленными в техническом задании.
Исполнителем не был представлен Журнал выполненных работ, а также не назначено ответственное лицо за организацию оказания услуг. Направленное в адрес Заказчика 26.01.2024 года письмо не может считаться приказом о назначении ответственного лица.
Услуги за январь 2024 года Исполнителем выполнены не были.
На все запросы ИП Фёдоровой В.Г., ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Астрахань) своевременно были предоставлены ответы с перечислений всех нарушений условий контракта со стороны Исполнителя на официальную почту ip_fedorovavg@mail.ru: NФС-12/485 от 21.12.2023 г. (исх. N34/2185 от 26.12.2023 г.), NФС-12/495 от 25.12.2023 г. (исх. N34/2184 от 26.12.2023 г.), NФС-12/545 от 30.12.2023 г. (исх. N34/39 от 11.01.2024 г.), NФС-01/553 от 01.01.2024 г. (исх. N34/40 от 11.01.2024 г.), NФС-01/556 от 03.01.2024 г. (исх. N34/41 от 12.01.2024 г.), NФС-01/562 от 05.01.2024 г. (исх. N34/42 от 12.01.2024 г.), NФС-01/525 от 16.01.2024 г. (исх. N34/59 от 17.01.2024 г.), NФС-01/525 от 16.01.2024 г. (исх. N34/140 от 30.01.2024 г.), NФС-01/556 от 29.01.2024 г. (исх. N34/147 от 31.01.2024 г.).
26.12.2023 года на официальную электронную почту Исполнителя, указанную в контракте, Заказчик направил обращение с информацией о нарушении со стороны ИП Федоровой В.Г. условий контракта и необходимости исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта (исходящий N34/2183). Ответа не вышеуказанное обращение не получил.
15.01.2024 года Заказчиком через единую информационную систему была направлена претензия об устранении выявленных нарушений условий контракта со стороны Исполнителя, ответ на которую ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Астрахань) не получен до настоящего времени.
Заказчиком были предоставлены условия для получения всей необходимой проектной, исполнительной, технической документации, паспортов на оборудование на своей территории по месту нахождения Заказчика (п. 4.З. контракта), а также предоставлены специалистам 22.01.2023 года ИП Фёдоровой В.Г. в электронном виде на flesh-носителе".
При этом, решением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 12.02.2024 года установлено следующее:
"21 декабря 2023 года от ИП Федоровой В.Г. в адрес Федерального центра сердечнососудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) было направлено письмо с просьбой предоставить информацию о назначенном ответственном лице Заказчика по исполнению Контракта. предоставить техническую, исполнительную. проектную документацию на обслуживаемые системы. технические паспорта на оборудования, учетные данные для входа в системы также предоставить допуск на объект специалистов Исполнителя.
25 декабря 2023 года, 30 декабря 2023 года от ИП Федоровой В.Г. в адрес Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) были направлены повторные письма с просьбой предоставить информацию о назначенном ответственном лице Заказчика по исполнению договора, предоставить техническую, исполнительную, проектную документацию на обслуживаемые системы, технические паспорта на оборудования, ученые данные для входа в системы, также предоставить допуск на объект специалистов Исполнителя.
01 января 2024 года Исполнитель направил Заказчику уведомление о приостановке оказания услуг по Контракту в связи с неисполнением Заказчиком обязательств по предоставлению технической документации, необходимой для оказания услуг, предоставлению допуска сотрудников Исполнителя на объекты Заказчика для оказания услуг. Кроме того, от Заказчика поступило требование к Исполнителю установить собственное оборудование на объектах, что не предусмотрено Контрактом, в связи с чем Исполнитель просил Заказчика дать разъяснения по данному вопросу.
22 января 2024 года Заказчик передал сотрудникам Исполнителя флешку с записанной на ней следующей технической документацией:
- Это набор разрозненных чертежей.
Поименованной документации недостаточно для оказания услуг по техническому обслуживанию противопожарных систем, кроме того она имеет следующие недостатки:
- Паспорта на оборудование без даты впуска. серийного номера, печати производителя.
- Отсутствует сертификат соответствия на приборы по системам охранно-пожарной сигнализации Bosch UGM 2020.
01 февраля 2024 года Исполнитель письмом исх. NФС 02/570 в очередной раз просил Заказчика предоставить проектную, исполнительную. техническую документацию, паспорта на оборудование, сертификат на приборы по системам охранно-пожарной сигнализации Bosch UGM 2020, которая не была раннее предоставлена.
05 февраля 2024 года Заказчик поставил перед сотрудниками Исполнителя условие, в соответствии с которым доступ на объект сотрудникам Исполнителя будет предоставлен только при условии подписания фиктивного документа, в котором Исполнитель подтвердит передачу ему Заказчиком технической документации в полном объеме, что подтверждается служебными записками сотрудников Исполнителя.
На дату принятия настоящего решения Заказчик не располагает необходимой для оказания услуг технической документацией, она не находится на объекте Заказчика, Заказчик не передал и не может ее передать Исполнителю.
08 февраля 2024 года Исполнитель повторно выразил озабоченность сложившейся ситуацией, которая фактически приводит к невозможности Исполнителю оказывать услуги по Контракту.
В соответствии с п. 54 Правил Противопожарного Режима (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской федерации") руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной зашиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем".
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 13.7 Контракта Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 3.3.6 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик 12.02.2024 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, решение было сформировано Заказчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 12.02.2024 года в 16:07 (МСК).
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении Заказчика является 12.02.2024 года, Решение Заказчика вступило в силу 26.02.2024 года.
На момент вступления Решения Заказчика в силу Обществом его обязательства по Контракту не исполнены.
Кроме того, в силу части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 3.1.2 Контракта Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Подрядчик 12.02.2024 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, решение было сформировано Подрядчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 12.02.2024 года в 18:58 (МСК).
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Заказчика о Решении Подрядчика является 12.02.2024 года, Решение Подрядчика вступило в силу 26.02.2024 года.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ИП Федоровой В.Г. обязательств по контракту на оказание услуг по техническому обслуживанию установок охранно-пожарной сигнализации (номер извещения 0325100016023000527).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП Федоровой В.Г. недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ИП Федоровой В.Г. свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последней и о наличии у Исполнителя умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ИП Федоровой В.Г. умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию установок охранно-пожарной сигнализации (ИКЗ 231301508168930150100100070180000244) (номер извещения 0325100016023000527), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ИП Федоровой В.Г. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) о внесении сведений об ИП Федоровой В.Г. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань) требований Закона о контрактной системе при расторжении контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию установок охранно-пожарной сигнализации (номер извещения 0325100016023000527) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об ИП Федоровой В.Г. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии И.В. Русскина
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 марта 2024 г. N 030/10/104-219/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024