Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>;
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Объединенная Поставочная Компания" на действия Заказчиков (далее - по списку, Заказчик) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на 89-2024-52130 поставку многофункциональных устройств (МФУ) и камер видеонаблюдения для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды, начальная (максимальная) цена контракта - 1 684 000,00 рублей (извещение N 0190200000324001232) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 13.02.2024 08:40 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 27.02.2024 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 27.02.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.02.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально и технологически несвязанные товары, а именно, - многофункциональные устройства (МФУ) и камеры видеонаблюдения. Данный товар (МФУ, камеры видеонаблюдения) едиными родовыми признаками не обладает и, согласно кодам ОКПД2, относятся к разным видам товара. Использование МФУ и камер видеонаблюдения независимо друг от друга возможно. Кроме того, производитель одного вида оборудования, не обязательно является производителем другого вида оборудования, а, следовательно, для него участие в данной закупке ограничено.
Кроме того, существует ряд производителей, чьи камеры видеонаблюдения (ОКПД2 26.70.13.000) включены в Реестр промышленной продукции (54 записи), произведенной на территории Российской Федерации, в чем можно убедиться на официальном сайте ГИСП.
При этом ни у одного из производителей печатной техники многофункциональные устройства (ОКПД2 26.20.18.000) не включены в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Таким образом, объединение многофункциональных устройств и камер видеонаблюдения в один лот увеличивает шансы Заказчика на закупку камер видеонаблюдения, произведенных за пределами Российской Федерации, в том числе произведенных на территории недружественных стран.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из пояснений Заказчика следует, что вышеуказанные виды промышленной продукции ОКПД2 относятся к одному классу 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Закупаемые товары не являются разнородными и обеспечивают перевод видео или фотоизображения в цифровой формат с последующей выгрузкой для обработки и хранения в персональном компьютере или информационной системе.
Используемые коды ОКПД 2 включены в Приложение N 2 к Приказу Минфина N 126н. Таким образом, в настоящей закупке содержится условия допуска, предусмотренные Приказом Минфина N 126н.
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, подпадающей под такие ограничения. Среди прочего, такой перечень включает в себя и являющуюся объектом рассматриваемой закупки радиоэлектронную продукцию с кодами ОКПД2 26.20.18, 26.70.13, в связи с чем предусмотренные Постановлением N 878 ограничения установлены в извещении.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что закупаемые товары в рамках рассматриваемой закупки относятся к одному классу ОКПД 2 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое", к данным товарам применяются одинаковые условия допуска, установленные Приказом Минфина N 126н, и ограничения допуска, установленные Постановление N 878, их закупка преследует единую цель (обновление материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды в рамках проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации), что указывает на возможность закупать товары в рамках одной закупки.
По вопросу наличия закупаемого товара в реестре радиоэлектронной продукции Заказчик сообщил, что ограничения по постановлению N 878 при проведении конкурентной закупки устанавливаются независимо от факта наличия товара в соответствующих реестрах (российском, евразийском).
В случае подачи заявок, содержащих предложение о поставке товара российского происхождения, сведения о котором отсутствуют в реестрах, такие заявки приравниваются к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и правило, предусмотренное п. 3 Постановления N 878, об отклонении заявок не сработает по причине отсутствия хотя бы одной заявки, соответствующей требованиям п. 3 Постановления N 878.
Действующее законодательство не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу своей специфики может быть поделен и на более мелкие части.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", установлены ограничения на допуск продукции происходящей из иностранных государств, (далее - Постановление N 878).
В соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н), Заказчиком при проведении закупки установлены условия допуска товаров.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка многофункциональных устройств (МФУ) и камер видеонаблюдения для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды.
В извещении об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки, установлены характеристики поставляемого товара.
Заказчик в пункте "Информация об объекте закупки" извещения указывает следующие коды ОКПД 2:
- 26.20.18.000 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений";
- 26.70.13.000 "Видеокамеры цифровые".
Указанные виды промышленной продукции ОКПД2 относятся к одному классу 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" и включены в Приложение N 2 к Приказу Минфина 126н и перечень радиоэлектронной продукции, подпадающей под ограничения на поставку товаров из иностранных государств, утвержденный Постановлением N 878.
Закупаемые товары приобретаются в рамках национального проекта "Образование".
В рассматриваемом случае Заказчик, являющийся учреждением образования, сформировал в описании объекта закупки требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей, и с учетом специфики назначения и способа применения товара.
Комиссия отмечает, что Приказом Минпросвещения России N 634, Минцифры России N 925 от 08.09.2021 утверждён Стандарт оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением (далее - Стандарт).
В соответствии с п.1, требования настоящего Стандарта (в том числе к составу, функциональным требованиям и техническим характеристикам оборудования) являются минимально необходимыми для общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды.
В соответствии с п. 8 Стандарта минимальные функциональные требования и технические характеристики оборудования указаны в приложении к Стандарту.
Исходя из указанных положений Стандарта, заказчик оснащает учебные кабинеты образовательных организаций средствами организации видеоконференцсвязи для применения дистанционных образовательных технологий и (или) средствами видеонаблюдения для контроля за процедурой проведения государственной итоговой аттестации и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса, средствами отображения информации и периферийными устройствами.
Включение товаров, указанных в описании объекта закупки, в один лот обусловлено потребностями заказчика, рациональным осуществлением закупки и отвечает целям эффективного использования бюджетных средств.
Закупаемые товары предназначены для работы с цифровым образовательным контентом в единой сети передачи данных, достижения целей, предусмотренных национальным проектом "Образование".
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2015 по делу N А65-27607/2014).
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.
При проведении государственных закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных товаров (п.1,3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В соответствии с письмом ФАС России от 11.06.2019 N МЕ/48961/19 в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
ФАС России обращает внимание, что наличие или отсутствие функциональной и технологической связи между товарами (работами, услугами), объединенными в один лот, определяется в каждом конкретном случае, исходя из положений документации, с учетом фактических обстоятельств проведения закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики поставки конкретных товаров.
Заказчиком в рассматриваемой закупке установлены требования к товару, основанные на имеющихся потребностях и исходя из специфики осуществляемого образовательного процесса и значимости данных характеристик и не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен.
Относительно довода о том, что товар - многофункциональные устройства (МФУ) отсутствует в реестре российской промышленной продукции, Комиссия полагает, что это не является подтверждением того, что среди всего многообразия товаров, присутствующих на товарном рынке отсутствуют товары отечественного производства. На российском рынке присутствуют решения российских разработчиков, рекомендованные Минпромторгом РФ.
Комиссия установила, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, любой участник закупки, соответствующий установленным требованиям, может принять участие в процедуре закупки, приобрести и поставить товар необходимый Заказчику.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Закупаемые товары в рамках рассматриваемой закупки относятся к одному классу ОКПД 2 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое", к данным товарам применяются одинаковые условия допуска, установленные Приказом Минфина 126н, и ограничения допуска, установленные Постановление N 878, их закупка преследует единую цель (обновление материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации (Шифр: 89-2024-52130), что указывает на возможность закупать товары в рамках одной закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы признаны необоснованными.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Объединенная Поставочная Компания" на действия Заказчиков (по списку) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на 89-2024-52130 поставку многофункциональных устройств (МФУ) и камер видеонаблюдения для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды, начальная (максимальная) цена контракта - 1 684 000,00 рублей (извещение N 0190200000324001232), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 февраля 2024 г. N 089/06/33-138/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024