Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______..>
Членов Комиссии:
<______..>
<______..>
При участии:
от Подрядчика - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи обращение направленное Заказчиком - МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 15.01.2024 N 01/04-03/0190300001323001346 на выполнение работ по разработке проектной документации для капитального ремонта объекта: "Здание", цена контракта - 1 366 833,28 рублей, (извещение N 0190300001323001346), с ООО "ПЕРСПЕКТИВА" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.02.2024 N 89-160/285001-08/394 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 15 января 2024 года между муниципальным казенным учреждением "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (далее - Заказчик,) и обществом с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 01/04-03/0190300001323001346 на выполнение работ по разработке проектной документации для капитального ремонта объекта: "Здание" (далее - Контракт).
В соответствии с п. 3.3.1 Контракта Общество приняло на себя обязательство В течение 3 (трёх) рабочих дней, со дня заключения Контракта предоставить Заказчику:
- утвержденную Подрядчиком смету стоимости выполнения работ, подтверждающую цену Контракта;
- календарный (сетевой) график выполнения работ с указанием полного перечня работ и согласований по разделам проектной документации, привязанных к срокам Приложения N2 к Контракту. Календарный (сетевой) график согласовывается Заказчиком в течение 7 (семи) рабочих дней, с момента его получения. При наличии замечаний, Подрядчик обязан устранить их в течение 2 (двух) рабочих дней и направить на повторное согласование с Заказчиком.
Кроме того, указанным пунктом определено, что при нарушении требований настоящего пункта (срока предоставления документов более чем на 1 (один) рабочий день), Заказчик имеет право расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Письмом от 19 января 2024 года N 89-160/285001-08/107 Комитет потребовал от Общества надлежащего исполнения обязательств по Контракту, в т.ч. в части предоставления документов, установленных п. 3.3.1.
Требование Комитета было исполнено Обществом частично только 06 февраля 2024 года. При этом, по графику производства работ Комитет направил в адрес Общества замечания, которые не были устранены Обществом.
Более того, Общество, в соответствии с п. 3.3.9 Контракта, приняло на себя обязательство по запросу Заказчика представлять справку о выполненных работах в процентном отношении от общего объема работ с указанием выполненных разделов документации за подписью руководителя.
Письмами от 31.01.2024 N 89-160/285001-08/216 и от 06.02.2024 N 89- 160/285001-08/284 Комитет запросил у Общества соответствующую справку, однако Обществом запросы Комитета проигнорированы.
Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Обществом обязательств по Контракту, непрофессионализме исполнителя, формальном подходе к исполнению Контракта, что недопустимо. При таких обстоятельствах Комитет имеет полные основания сомневаться в том, что обязательства по Контракту Обществом в дальнейшем будут исполняться надлежащим образом, а результат работ будет соответствовать качеству, которое предъявлено Контрактом.
Согласно пункту 10.3.1. Контракта основанием для расторжения Контракта в одностороннем порядке является, среди прочего, не предоставление Обществом обязательных Приложений, в сроки установленные Контрактом.
Сам по себе факт не предоставления Обществом документов, обязательных к предоставлению, а также информации по запросу Комитета, влияют на осуществление Комитетом своих обязанностей по контролю за надлежащим исполнением Контракта.
При этом в части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года указано, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ст. 717 ГК РФ Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 15 января 2024 года N 01/04- 03/0190300001323001346 на выполнение работ по разработке проектной документации для капитального ремонта объекта: "Здание".
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 28.02.2024 N ЕГ/704/24, представил письменное объяснение по делу N 089/10/104-144/2024 (далее - объяснения) из которых следует, что между ООО "ПЕРСПЕКТИВА" и МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" заключен Муниципальный контракт N 01/04-03/0190300001323001346 на выполнение работ по разработке проектной документации для капитального ремонта объекта: "Здание" от 15.01.2024.
Подрядчик устно запросил документы по объекту прилагающиеся к техническому заданию в конце декабря 2023 года и 29.12.2023 года получили пакет документов. Информация была недостаточна для проведения обследования и изучения объекта. Поэтому мы повторно запросили информацию после подписания контракта. Информация поступила нам в том же объеме.
Кроме этого Подрядчик предложил приехать пораньше до подписания контракта, на что был ответ от ответственного лица, что контракт будет подписан 19 января 2024 года.
Подрядчик утверждает, что ему не поступило ни одного письма с претензией или просьбой об ускорении темпа выполнения проектных работ.
Претензии были к Подрядчику в отношении, что не вовремя составлен сетевой график. На что Подрядчик дал ответ, объяснив, что ему надо время для изучения объекта, сбора недостающей информации, проведения обследования объекта, согласования с балансодержателями планировочного решения помещений. Без данной информации было сложно запланировать более детально этапы выполнения работ.
Подрядчик утверждает, что для планирования работ достаточна была информация содержащаяся в Графике производства работ-Приложении N 2 к контракту.
Сметные расчеты, график производства работ, техническое задание были подписаны на платформе электронной площадки РТС вместе с муниципальным контрактом 15.01.2024 года.
Подрядчик отмечает, что предоставил сетевой график после изучения документов, проведения обследования по объекту 06.02.2024 года в своем письме N 3. И ответил какие этапы проектирования он производит, а именно:
В настоящее время подготавливает документацию согласно графика:
-Выполнение комплексного обследования объекта
-Разработка дизайн проекта
Заказчик согласно п. 3.3.9. МК запросил данные по проценту выполнения работ.
Но в графике производства работ у Подрядчика заложено получение и анализ исходных данных с даты заключения контракта - 15 рабочих дней. Период 16.01-05.02.2024 г.
Подрядчик утверждает, что имеет право на ознакомление с объектом и исходной информацией, предоставленной для разработки проектной документации. В этот период времени специалист приезжал на объект, он провел визуальное обследование объекта, провел замеры, обследовал инженерные системы в пределах помещений согласно ТЗ.
Согласно объяснению Подрядчику не предоставлена информация по всем сетям в здании, вход в помещения администрации не разрешен.
Подрядчик указал, что заказчик предъявлял замечания, что не предоставлен график, но к 16.02.2024 году он был сделан и откорректирован согласно замечаний. График с исправлениями согласно замечаний был предоставлен заказчику 13.02.2024 года. График до сих пор заказчиком не подписан. Кроме этого нами предоставлен третий вариант сетевого графика 20.02.2024 года. Выполнения комплексного обследования проводилось со дня заключения контракта. По графику заложено со дня заключения контракта - не более 35 рабочих дней. Период до 05.03.2024. Визуальное обследование проведено в срок без нарушения графика. Представлен черновик отчета по обследованию здания 19.02.2024 года. Предложены методы инструментального обследования здания.
Подрядчик утверждает, что неоднократно предлагал методы обследования здания, просил разрешить допуск на объект. Ответа до сих пор нет.
05.02.2024 года Подрядчик предоставил для согласования черновики планировочных решений всем балансодержателям. 16.02.2024 года предоставили отчерченные планировочные решения всем балансодержателям, а также Заказчику для ознакомления.
Инженерные сети будут работать в здании неавтономно, требуется подключение в общие сети здания (кроме сетей связи выборочно). Следовательно допуск обязателен во все помещения здания для обследования.
16.02.2024 года отправлено на согласование три варианта решения по дизайн-проекту трем балансодержателям и заказчику.
Кроме этого велась переписка и согласование в телеграмм каналах, созданных специально для оперативной работы.
По утверждению Подрядчика согласно графика разработка дизайн проекта проводится со дня заключения контракта - не более 40 рабочих дней. Период до 13.03.2024.
Подрядчиком была собрана информация, сделаны обмеры, получены пожелания, требования балансодержателей далее предложены варианты дизайн проектов.
По проектированию срок выполнения работ согласно графика выполнение работ со дня заключения контракта - не позднее 30 рабочих дней до даты окончания контракта. Период до 05.06.2024 года.
На данное время произведены замеры, отчерчены планы, разрезы, сделаны планировочные решения. Подрядчик ждет согласования дизайн-проекта, планировочных решений.
Подрядчик утверждает, что ни один пункт графика не нарушен, что Заказчик решил расторгнуть муниципальный контракт N 01/04-03/0190300001323001346 на выполнение работ по разработке проектной документации для капитального ремонта объекта: "Здание" (ИКЗ 233891101408089110100100830027112243) мотивируя тем, что не предоставлен график и нет справок о стоимости сделанных работ
Подрядчик считает решения заказчика необоснованным, незаконным. Подрядчик подал в арбитражный суд Заявление о признании незаконным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.3 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
15.01.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 01/04-03/0190300001323001346 (далее - Контракт).
16.02.2024 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.02.2024 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 27.02.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Подрядчиком сроков исполнения обязательств по Контракту.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Подрядчика не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта), представленные сторонами, не усматривает намеренного умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены санкции в отношении Подрядчика за нарушение условий контракта в виде неустойки (штраф, пеня), что является инструментом воздействия на исполнителя при неоказании услуг, ненадлежащем оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Подрядчика.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Кроме того, Комиссия учитывала тот факт, что ранее обращений о включении сведений в отношении ООО "ПЕРСПЕКТИВА" в реестр недобросовестных поставщиков в Ямало-Ненецкого УФАС России не поступало.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ПЕРСПЕКТИВА" представленную Заказчиком - МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 15.01.2024 N 01/04-03/0190300001323001346 на выполнение работ по разработке проектной документации для капитального ремонта объекта: "Здание", цена контракта - 1 366 833,28 рублей, (извещение N 0190300001323001346), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 5 марта 2024 г. N 089/10/104-144/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024