Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 26.02.2024 N 50/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Салют" (далее - Комиссия), в присутствии представителей: заказчика ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок", заявителя ООО "Салют", рассмотрев материалы дела N 031/06/106-97/2024 по жалобе ООО "Салют" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования: Томограф компьютерный Philips ingenuity CT" (закупка N 0826500000924000431) (далее - Электронный аукцион)
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Салют" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно отклонила заявку ООО "Салют" от участия в закупке cо следующим обоснованием принятого решения: Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 3 ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ): документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, предусмотренные подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, а именно: отсутствует копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление соответствующей деятельности или копия выписки из реестра лицензий или уведомление о предоставлении (переоформлении) лицензий, выданное соответствующим лицензирующим органом по предмету закупки (Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" либо в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 278 от 02.04.2012 года "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)") (подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, Приложение N4 "Требования к участникам закупки", Приложение N5 "Требования к содержанию и составу заявки инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки) .
Заявитель считает, что конечный перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, не предусмотрен.
Следовательно, подтверждающие документы представляются в заявке на участие в закупке только в том случае, если такие документы предусмотрены законодательством РФ.
Заявитель в жалобе указал, что в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий и с точки зрения Минфина России, не является каким-либо документом в общепринятом понимании этого слова.
Заявитель считает, что при указанных обстоятельствах участник закупки вправе вообще не предоставлять никаких документов, подтверждающих наличие у него лицензии, так как информация обо всех имеющихся у него лицензиях (включая их реквизиты) уже отражена в выписке из ЕГРЮЛ, которая автоматически направляется заказчику оператором электронной площадки в отношении каждого участника закупки посредством информационного взаимодействия с ЕИС.
Таким образом, по мнению заявителя, заявка ООО "Салют" на участие в закупке содержала информацию, позволяющую подтвердить соответствие участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Уполномоченное учреждение, заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, представили возражение на жалобу, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы жалобы, считают жалобу обоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в своих возражениях, считают жалобу необоснованной.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 06.02.2024 размещено извещение об осуществлении электронного аукциона
Объект закупки - оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования: Томограф компьютерный Philips ingenuity CT.
Начальная (максимальная) цена контракта - 596 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Салют" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее среди прочего требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Из пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать среди прочего требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает, в том числе требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит вид деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Частью 4 статьи 19.2 Закона о лицензировании в отношении лицензиатов, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, предусмотренный пунктом 39 части 1 статьи 12 Закона, лицензирующими органами осуществляется государственный лицензионный контроль (надзор).
Пунктом 12 части 5 статьи 19.2 Закона о лицензировании к видам государственного лицензионного контроля (надзора), указанного в части 4 данной статьи Закона, отнесен федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Кроме того, согласно части 8 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. Указанные сведения предоставляются заявителю в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии должна быть обеспечена заявителю посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации). Дополнительно возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии может быть обеспечена посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных информационных систем.
В силу части 9 статьи 21 Закона о лицензировании выписка из реестра лицензий содержит сведения, предусмотренные пунктами 1 - 8 части 2 настоящей статьи, а также сведения о дате формирования выписки. Выписка из реестра лицензий дополнительно может содержать иные сведения. На выписку из реестра лицензий должен быть нанесен двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре лицензий, содержащими сведения о предоставленной лицензии. В случае, если выписка из реестра лицензий содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, выписка предоставляется исключительно лицу, имеющему доступ к таким сведениям. При этом может быть реализована возможность подтверждения актуальности представленной в выписке информации путем перехода по двухмерному штриховому коду на адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без непосредственной публикации указанной информации. В выписке из реестра лицензий указываются персональные данные лицензиата в случае, если указанная выписка запрашивается непосредственно таким лицензиатом.
Таким образом, выписка из реестра лицензий содержит определенный перечень атрибутов.
Согласно пункту 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" (далее - Постановление N 2343) по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
В пункте 1 Письма Минэкономразвития России от 23.04.2021 N Д24и-12191 указано, что в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ) лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ. Закон N 478-ФЗ вступил в силу с 1 января 2021 года.
Таким образом, после 1 января 2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021 г., является запись в реестре лицензий.
На основании изложенного формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о конкретной лицензии.
При анализе извещения об осуществлении Электронного аукциона, Комиссией установлено, что оно содержит требования к участникам закупки о наличии документов или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно:
1) копию акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление соответствующей деятельности или копию выписки из реестра лицензий, или уведомление о предоставлении (переоформлении) лицензии, выданное лицензирующим органом;
2) копию акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление соответствующей деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)или копию выписки из реестра лицензий, или уведомление о предоставлении (переоформлении) лицензии, выданное лицензирующим органом, что согласуется с Законом о лицензировании.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка участника подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Из протокола подведения итогов определения поставщика от 19.02.2024 следует, что комиссия по осуществлению закупок отклонила заявку ООО "Салют" от участия в закупке по следующим обоснованием принятого решения: Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 3 ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ): документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, предусмотренные подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, а именно: отсутствует копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление соответствующей деятельности или копия выписки из реестра лицензий или уведомление о предоставлении (переоформлении) лицензий, выданное соответствующим лицензирующим органом по предмету закупки (Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" либо в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 278 от 02.04.2012 года "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)") (подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, Приложение N4 "Требования к участникам закупки", Приложение N5 "Требования к содержанию и составу заявки инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки) .
Комиссией установлено, что заявка ООО "Салют" содержала выписку из реестра лицензий Росздравнадзора по состоянию на 09:36 07.02.2024 и сведения о реестре выданных Роспотребнадзором лицензий на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и лицензий на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, заявка ООО "Салют" на участие в закупке не содержала копию акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление соответствующей деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) или копию выписки из реестра лицензий, или уведомление о предоставлении (переоформлении) лицензии, выданное лицензирующим органом.
Учитывая, что из Закона о лицензировании однозначно следует, что подтверждением наличия у лица лицензии являются сведения о конкретной лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата, то ввиду отсутствия в составе заявки подателя жалобы таких документов в полном объеме, аукционная комиссия правомерно приняла решение об отклонении заявки ООО "Салют".
В жалобе заявитель указал, что участник закупки вправе вообще не предоставлять никаких документов, подтверждающих наличие у него лицензии, так как информация обо всех имеющихся у него лицензиях (включая их реквизиты) уже отражена в выписке из ЕГРЮЛ, которая автоматически направляется заказчику оператором электронной площадки в отношении каждого участника закупки посредством информационного взаимодействия с ЕИС.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с требованиями Закона о лицензировании выписка из ЕГРЮЛ является документом, подтверждающим наличие специальной правоспособности участника закупки в зависимости от предмета закупки.
При указанных обстоятельствах, довод заявителя согласно которому участник закупки вправе вообще не предоставлять никаких документов, подтверждающих наличие у него лицензии, так как информация обо всех имеющихся у него лицензиях (включая их реквизиты) уже отражена в выписке из ЕГРЮЛ, не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 и 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Салют" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 5 марта 2024 г. N 031/06/106-97/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024