Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Теплоград" на действия заказчика Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление капитального строительства" при проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003424000617) на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство школы в районе ул. Краснодонская г. Тюмень" (далее также - конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС 27.02.2024 поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство школы в районе ул. Краснодонская г. Тюмень".
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы заявителя следует, что установленный в извещении об осуществлении закупки порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе:
1) в установленном заказчиком порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не предусмотрена формула оценки заявок по критерию оценки "цена контракта", предусмотренная пунктом 10 Постановления Правительства РФ N 2604 от 31.12.2021 предусматривающая снижение цены контракта ниже нуля.
2) По критерию "квалификация участников закупки" - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров Заказчиком установлено максимальное значение 15 000 000 рублей, при начальной (максимальной) цене проводимой закупки 25 011 940,00 рублей. При этом, максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров для получения высшего балла должно составлять 40 000 000 рублей.
Заявитель указывает, что участник закупки, предоставивший к оценке договоры на общую сумму, например 1 000 000 000 рублей, по результатам оценки получит максимальное количество баллов, равно как и участник закупки, предоставивший договоры на общую сумму 40 000 000 рублей. Тогда как опыт выполнения работ по договору на сумму 1 000 000 000 рублей не является сопоставимым опыту выполнения работ по договору на сумму 40 000 000 рублей, поскольку объем выполненных работ в первом случае больше, и соответственно, значение оценки их опыта не может равняться одинаковому количеству присуждаемых баллов.
По мнению заявителя, указанный порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, отметил, что формулы, предусмотренные разделом II Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, предусматривают присвоение 100 баллов заявке, содержащей лучшее ценовое предложение. Иной оцениваемой заявке баллы присваиваются по результатам сравнения оцениваемого ценового предложения с лучшим ценовым предложением, исходя из того, насколько оцениваемое ценовое предложение хуже лучшего ценового предложения.
Заказчиком применена формула, указанная в пункте 9 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, которая применяется по общему правилу (за исключением случаев, при которых в соответствии с пунктами 10 и 11 Положения применяются иные положения).
Пунктом 10 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 предусмотрены формулы для оценки заявок, которые применяются в случае, если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ) подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта ниже нуля. В рассматриваемой закупке ни один участник не подал ценовое предложение равное или ниже нуля.
Для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" Заказчик применил формулу п. "з" п. 20 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604,
в которой лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки с установлением предельно минимального значения и предельно максимального значения характеристики объекта закупки.
Предельное максимальное значение 15 000 000 рублей одного из исполненных участником закупки договора сопоставимо со средним объемом работ, который должен выполнить подрядчик при выполнении проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство школы в районе ул. Краснодонская г. Тюмень". Участник закупки в подтверждения опыта работы предоставляет договоры (контракты), последний акт по которым должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
По результатам проведенного анализа закупок в предыдущие периоды заказчик определил, что средняя стоимость проектных и изыскательских работ за последние 5 лет составляла от 4 000 000 рублей до 8 000 000 рублей. Максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров 40 000 000 рублей определено с учетом выполнения работ по проектированию, изысканию в год участником закупки за 5 лет (8 000 000 рублей х на 5 лет = 40 000 000 рублей).
Представитель Уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, считает жалобу несостоятельной, дополнительно отметив, что на участие в закупке было подано 8 заявок участников закупки, что свидетельствует о наличии реальной конкуренции, при этом сам заявитель заявку на участие в конкурсе не подавал.
Исследовав материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом в интересах заказчика, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство школы в районе ул. Краснодонская г. Тюмень.
09.02.2024 года информация об открытом конкурсе в электронной форме была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003424000617.
Согласно протоколу подведения итогов конкурса от 01.03.2024 на участие в закупке поступило 8 (восемь) заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
Согласно пункту 1 части 11 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должны содержаться, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев должна составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных положений закона Правительством Российской Федерации утверждено Положение оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) (далее по тексту-также Положение).
Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок (п.1 Положения).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
1. Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки (предметом контракта) является выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство школы в районе ул. Краснодонская г. Тюмень.
Приложение N 5 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме содержит следующий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки, каждому из которых устанавливается значимость критерия оценки, выраженная в процентах:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 60%;
б) квалификация участника закупки - 40%.
Сумма величин значимости всех критериев оценки, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, составляет 100%.
Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Так, Комиссией установлено, что Заказчиком для целей оценки заявок по Критерию "Цена контракта" установлена формула расчета баллов, которая предусмотрена пунктом 9 Положения. Указанная формула применяется по общему правилу, за исключением случаев, при которых в соответствии с п. 10 и 11 Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 применяются иные формулы.
В свою очередь, пунктом 10 Положения предусмотрены формулы для оценки заявок, которые применяются в случае, если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта ниже нуля.
Однако в рассматриваемом случае в рамках проведения рассматриваемого конкурса не было подано ни одного ценового предложения участника закупки со снижением цены контракта ниже нуля, в связи с чем установление формулы в соответствии с пунктом 10,11 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 никак не повлияло бы оценку участников конкурса по критерию "цена контракта".
Кроме того, Комиссия принимает во внимание пояснения заказчика о том, что снижение участниками цены контракта ниже нуля применительно к закупкам, предметом которых является выполнение проектных и изыскательских работ, как правило, никогда не происходило, и в этой связи установления в порядке оценки всех формул, предусмотренных Положением является нецелесообразным.
Учитывая изложенное, довод заявителя о необходимости установления в конкурсе формулы для оценки заявок, которые применяются в случае, если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта ниже нуля, Комиссия признает необоснованным.
2. Согласно пункту 26 Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется в порядке установленнном пунктами 20-23 раздела IV Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки".
Комиссией установлено, что согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N 5 к Извещению) по критерию "Квалификация участников закупки" оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренное п. "з" п. 20 Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604,
в которой лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки с установлением предельно минимального значения и предельно максимального значения характеристики объекта закупки.
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров - 15 000 000 рублей (максимальное значение).
Общая цена исполненных участником закупки договоров - 40 000 000 рублей (максимальное значение).
Как указал заказчик предельное максимальное значение 15 000 000 рублей одного из исполненных участником закупки договора сопоставимо со средним объемом работ, который должен выполнить Исполнитель при выполнении проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство школы в районе ул. Краснодонская г. Тюмень".
Участник закупки в подтверждения опыта работы предоставляет договоры (контракты), последний акт по которым должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Средняя стоимость проектных и изыскательских работ за 5 лет составляла от 4 000 000 рублей до 8 000 000 рублей Заказчик определил максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров 40 000 000 рублей с учетом выполнения работ по проектированию, изысканию в год участником закупки за 5 лет.
По мнению Комиссии, предусмотренный в извещении об осуществлении закупки порядок оценки заявок участников, не противоречит порядку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604. Формулы расчета показателей оценки, установленные заказчиком в извещении о закупке установлены пунктом 20 Положения, при этом, действующим законодательством предусмотрено, что заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных п. 20 Положения, в том числе устанавливает предусмотренные формулами предельные максимальные и минимальные значения показателей, при условии, что такие требования не влекут ограничение количества участников закупки.
Кроме того, предусмотренные в извещении об осуществлении закупки критерии и порядок их оценки не препятствуют участию заявителя в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной случае направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ в отношении объекта закупки.
В рассматриваемом случае закупка проводится таким способом (открытый конкурс в электронной форме), при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на этапе оценки заявок. Однако, как установлено в заседании Комиссии заявитель заявку на участие в конкурсе не подавал, при наличии возможности участия в обжалуемой процедуре.
При таких обстоятельствах жалоба заявителя признается Комиссией необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Теплоград" на действия заказчика Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление капитального строительства" при проведении открытого конкурса в электронной форме (0167200003424000617) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 4 марта 2024 г. N 072/06/44/32/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024