Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение Федерального казённого учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ТО" Министерства труда и социальной защиты РФ, Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Чистые технологии" (ИНН 1660188632) (далее - ООО "Чистые технологии", Общество) ввиду уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию пурифайеров (реестровый номер извещения: 0367100003124000003).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение заказчика в лице ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ТО" Министерства труда и социальной защиты РФ о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ООО "Чистые технологии" (ИНН 1660188632) ввиду уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию пурифайеров (реестровый номер извещения: 0367100003124000003).
Тюменским УФАС России обращение заказчика в порядке, установленном частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, принято к рассмотрению.
Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта уклонения участника закупки от заключения контракта, а также направлен запрос оператору электронной площадки.
Комиссией по результатам проведенной внеплановой проверки установлены следующие обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ТО" Министерства труда и социальной защиты РФ являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию пурифайеров, с начальной (максимальной) ценой контракта 149 942,18 рублей.
Оператор электронной площадки: АО "Сбербанк-АСТ"
Согласно Протоколу подведения итогов Закупки от 14.02.2024 N 0367100003124000003, Победителем закупки было признано ООО "Чистые технологии" (участник N 242), предложившего цену контракта: 88 250 руб. (снижение от Н(М)ЦК: 41,14%).
Извещением о проведении Закупки установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта в размере 5.00%.
21.02.2024 - заказчиком размещен на электронной площадке, а также в ЕИС в сфере закупок для подписания проект контракта.
27.02.2024 - заказчиком составлен протокол о признании Общества уклонившимся от заключения контракта, в связи с не подписанием Проекта контракта и не предоставлением Обеспечения исполнения контракта до 26.02.2024, 23:59 (крайний срок подписания Проекта контракта и предоставления Обеспечения исполнения контракта).
В соответствии с п. 14 разд. III Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе заседания комиссии представитель Общества пояснил, что причиной неподписания Проекта контракта в срок послужила невнимательность со стороны тендерного специалиста.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации утверждено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Проанализировав документы, сведения и доказательства, приложенные Обществом в материалы дела, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что хотя подписание Проекта контракта Обществом не было осуществлено ввиду действий (бездействий) тендерного специалиста, в соответствии с гражданским законодательством данное обстоятельство не снимает с общества ответственность за неподписание проекта контракта в срок.
Стоит также отметить, что из устных и письменных пояснений Общества не усматривается действий со стороны Общества по контролю осуществления тендерным специалистом своевременного подписания Проекта контракта, которые бы свидетельствовали об ответственном, осмотрительном поведении Общества по отношению к срокам и обязательствам по подписанию заключаемого контракта.
В ходе заседания представитель Общества пояснил, что обеспечение исполнения Контракта было внесено на счёт Заказчика (Платежное поручение от 27.02.2024 N 17), в адрес Заказчика было направлено письмо от 27.02.2024 N 36 с указанием причины неподписания проекта контракта.
В свою очередь представитель Заказчика пояснил, что 28.02.2024 на счёт Заказчика поступили денежные средства в качестве Обеспечения исполнения контракта Общества, в соответствии с чем Письмом от 01.03.2024 N248 Заказчик известил Общество о возврате ему денежных средств.
Проанализировав документы, представленные в материалы дела, Комиссия Управления пришла к выводу, что не усматривает в действиях Общества, выраженных во внесении денежных средств на счет Заказчика в качестве Обеспечения исполнения контракта (после признания участника уклонившимся от подписания Проекта контракта) и направлении в адрес Заказчика письма с указанием намерения заключить Контракт, добросовестного поведения, поскольку такие действия надлежало совершить в установленные законом сроки.
Направление обществом за пределами установленного срока документа, подтверждающего внесение Обеспечения исполнения контракта не свидетельствует о добросовестности участника закупки, поскольку не подтверждает принятие участником закупки ранее всех необходимых мер, направленных на соблюдение Закона о контрактной системе в части заключения контракта.
Осуществляя подобные действия за пределами установленного срока, участник закупки должен осознавать, что в силу законодательства о контрактной системе, правовые последствия в виде заключения контракта в таком случае не наступают.
Каких-либо иных причин, указывающих на невозможность совершения действий, направленных на подписание договора в установленный срок, в материалы дела не представлено.
Имеющийся у ООО "Чистые технологии" опыт участия в сфере государственных закупок в рассматриваемом случае, не влияет на решение вопроса о включении либо отказе во включении информации в РНП, поскольку оценка в каждом конкретном случае дается антимонопольным органом самостоятельно и применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
С учётом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России отклоняя доводы общества считает необходимым отметить, что процедура по заключению договора Обществом с Заказчиком зависела только от действий тендерного специалиста, его осмотрительности и профессионализма, в отсутствие надлежащего контроля со стороны иных должностных лиц организации за соблюдением сроков заключения договора с Заказчиком, что соответственно не может рассматриваться как принятие всех необходимых и возможных мер по обеспечению подписания Проекта договора и предоставлению в установленный срок обеспечения исполнения договора, соответственно не может свидетельствовать о добросовестном поведении Общества.
Таким образом, Комиссия Управления полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО "Чистые технологии".
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Чистые технологии" (ИНН 1660188632, Юридический адрес: ул. Бутлерова, зд. 54а, оф. 210, г. Казань, респ. Татарстан, 420012), Директора Семенычевой Светланы Валерьевны (ИНН 730205486132) ввиду уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию пурифайеров (реестровый номер извещения: 0367100003124000003), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Чистые технологии" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 4 марта 2024 г. N РНП-72-34/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024