Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 марта 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Департамент пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области -
ИП Гордеев Д.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено
представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено,
рассмотрев жалобу ИП Гордеева Д.А. на действия Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку автомобилей пожарных для тушения пожаров водой для обеспечения нужд ГКУ "Центр ГОиЧС" (номер извещения 0853500000324001205),
УСТАНОВИЛА:
29.02.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ИП Гордеева Д.А. (далее - Заявитель) на действия Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку автомобилей пожарных для тушения пожаров водой для обеспечения нужд ГКУ "Центр ГОиЧС" (номер извещения 0853500000324001205) (далее - электронный закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу - Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в извещении установлен запрет в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616), при этом, используемый Заказчиком при описании объекта закупки код позиции каталога товаров, работ, услуг единой информационной системы (далее - КТРУ) - N 29.10.59.141-00000002 не входит в перечень Постановления Правительства N 616.
Также, Заявитель указывает на нарушение Заказчиком положений Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ Президента N 252) в части отсутствия в извещении N0853500000324001205 информации о том, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные пп. "а" п. 2 Указа Президента N 252.
Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, пояснили, что код ОКПД2 29.10.59.141 (код позиции КТРУ 29.10.59.141-00000002), примененный при описании объекта, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), является подкатегорией в коду ОКПД2 29.10.59.140, который входит в перечень Постановления Правительства N 616. Таким образом, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона правомерно установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства N 616.
Также, представители Заказчика пояснили, что согласно пп. н п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом.
Соответствие участника закупки установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям Указа Президента N 252, а также принятого в его реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 г. N 851, подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Представление указанных документов участником закупки при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уже предусмотрено нормами Закона о контрактной системе в составе заявки.
Согласно ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия информации и документов, предусмотренных п. 2, п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Таким образом, в случае, если участник закупки включен в перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержденный Постановлением N 851, заявка такого участника подлежит отклонению.
Согласно письменным пояснениям, Уполномоченный орган поддержал доводы Заказчика в полном объеме, просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
22.02.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку автомобилей пожарных для тушения пожаров водой для обеспечения нужд ГКУ "Центр ГОиЧС" (номер извещения N 0853500000324001205).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 006 666,66 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0853500000324001205, Заказчиком при описании объекта закупки использован код ОКПД2 29.10.59.141, код позиции КТРУ 29.10.59.141-00000002.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в Перечень Постановления Правительства N 616 включен код ОКПД2 29.10.59.140 (п. 99 Перечня "Автомобили пожарные"), при этом, код ОКПД2 29.10.59.141 "Автомобили пожарные для тушения пожаров водой" входит в код ОКПД2 29.10.59.140 (материнский код).
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона правомерно установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства N 616.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов (в том числе путем проведения открытого конкурса) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 12 части 1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пп. "о" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержат декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0853500000324001205, Заказчиком установлены следующие требования к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
В пункте 1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению, требования к участникам закупки установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
- решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе;
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: не требуется;
- реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
Указом Президента N 252, приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента N 252, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.
Согласно пункту 2 Указа Президента N 252, следует обеспечить применение следующих специальных экономических мер:
а) запретить федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
- совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
- исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме; осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;
б) запретить на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.
Соответствие участника закупки установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям Указа Президента N 252, а также принятого в его реализацию Постановления N 851 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Министерство финансов Российской Федерации в информационном письме от 20 июля 2022 г. 3 24-01-06/69926 "О направлении информации о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252 и постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. N 851" указывает на то, что реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечивается путем:
- отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями;
- отстранения лиц, находящихся под санкциями, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе);
- расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под санкциями (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.
Выявление несоответствия участника закупки требованию, установленному в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, на этапе рассмотрения заявок на участие в закупке, заключения контракта или его исполнения влечет в силу положений Закона о контрактной системе соответственно отклонение заявки такого участника, отстранение такого участника от заключения контракта, отказ от заключения с ним контракта, расторжение контракта.
Так, в случае исполнения контракта с лицом, находящимся под санкциями, в целях реализации запрета исполнения перед ним обязательств по совершенной сделке заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 1 ч.15 ст. 95 Закона о контрактной системе, в том числе на основании подпункта "а" указанного пункта, если ограничение для участия в закупках появилось у участника закупки после заключения контракта.
Комиссия Оренбургского УФАС России установила, что Заказчиком в Требованиях к содержанию и составу заявки помимо прочего установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренными пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что доводы жалобы о неправомерном неустановлении требований на основании Указа Президента N 252, Постановления N 851, Указа Президента N 81 не подтверждаются материалами дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Гордеева Д.А. на действия Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку автомобилей пожарных для тушения пожаров водой для обеспечения нужд ГКУ "Центр ГОиЧС" (номер извещения 0853500000324001205) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 марта 2024 г. N 056/06/106-205/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024