Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Волжский тракторный завод" на действия Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300020724000008 "Приобретение дорожного катка грунтового",
УСТАНОВИЛА:
04.03.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Волжский тракторный завод" на действия Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300020724000008 "Приобретение дорожного катка грунтового" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что действия Заказчика при проведении Аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является Администрация Новоузенского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 305 000,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что описание объекта закупки ограничивает количество участников Аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент"" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Предметом Аукциона является приобретение дорожного катка грунтового.
Из жалобы Заявителя следует, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены дополнительные характеристики, а именно "Тип двигателя дизельный, V-образный, не менее 6 цилиндров".
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика, пояснил,
что V-образный дизельный двигатель необходим для повышенной устойчивости при погрузочных работах. Требование установлено в целях выполнения одной из приоритетных задач, по экономии затрат на ремонт и содержание имеющейся в парке техники. Так как Заказчик имеет значительное количество техники с аналогичным двигателем и имеет большой опыт обслуживания таких двигателей, он в будущем может самостоятельно выполнять задачи по обслуживанию и ремонту двигателя, без привлечения сторонних специалистов. Тем самым в большой степени сокращая расходы. Характеристика в значительной мере определяет технические возможности машины, в V-образных двигателях коленвал меньше подвержен крутильным колебаниям, за счет чего они имеют больший срок службы. Соответственно снижен интервал между проведением технического обслуживания. V-образный двигатель обладает лучшей эффективностью при низких оборотах, что обеспечивает большой крутящий момент на низких оборотах. V-образные двигатели имеют лучшую балансировку, так как цилиндры разделены на две группы, что позволяет уменьшить вибрации и повысить плавность работы двигателя. Благодаря этому, у техники с V-образным двигателем обычно бывает более комфортабельное и плавное движение. V-образные двигатели также характеризуются высокой мощностью и показывают хорошую производительность. Это вызвано тем, что Vобразные двигатели могут включать больше цилиндров, чем рядные двигатели того же объема. За счет этого V-образные двигатели предлагают более эффективное сжигание топлива и более высокий крутящий момент, что обеспечивает автомобилю более лучшую тягу. Разница в расположении цилиндров в V-образном двигателе приводит к особенностям работы каждого цилиндра. Цилиндры на одной стороне Vобразного блока будут работать синхронно, в то время как цилиндры на противоположной стороне блока будут работать с задержкой. Это позволяет достичь более плавного и равномерного хода двигателя, уменьшить вибрации и повысить эффективность работы. Каждый цилиндр выполняет свою работу в определенный момент времени, обеспечивая более балансированную работу двигателя в целом. Таким образом, объект закупки сформирован, исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика.
Из жалобы Заявителя следует, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены дополнительные характеристики, а именно "Топливный бак - не менее 400 литров".
Заявитель в своей жалобе не согласен с данной характеристикой и указывает на то, что требования к объему топливного бака Заказчик обосновал лишь сокращением интервалов, между заправками, при том, что каток с объемом топливного бака 310. литров работает без дозаправки в течение 10 ч., т.е. в течение всей рабочей смены (8 часов) нет необходимости производить дозаправку топливом. Кроме того, как правило, на объектах работает не только грунтовый каток, но и другая спецтехника (бульдозеры, экскаваторы, автокраны и т.д.), для которых тоже нужна заправка. В этом случае, вся техника должна работать в одном интервальном режиме заправок, что невозможно при разных объемах работ и интенсивности использования техники. Соответственно изменение данного параметра привет к увеличению затрат на его эксплуатацию, что для Заказчика не допустимо.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
При таких обстоятельствах довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Волжский тракторный завод" на действия Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300020724000008 "Приобретение дорожного катка грунтового" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 11 марта 2024 г. N 064/06/42-302/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2024