Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 5104-ЭП/24 от 28.02.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по поверке измерителей текущих значений времени с видеофиксацией "Паркон-А" (извещение номер 0872200000224000010) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0872200000224000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 069 999,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, выразившееся, по его мнению, в неправомерном признании его уклонившимся от заключения контракта.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2024 NИЭА1 победителем аукциона признано ООО "ССБ"
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений, Комиссия УФАС установила, что 15.02.2024 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с ч.ч. 3, 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной п. 1 ч. 1.1 настоящей статьи.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
19.02.2024 ООО "ССБ" разместило на электронной торговой площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронной процедуры и одновременно приложило обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 19.02.2024 N 72533-23КЭБГ/0004, по которой гарантом выступает кредитная организации КИВИ Банк (АО).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
26.02.2024 заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 26.02.2024 NППУ20_1, на основании предоставления обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии, не соответствующей требованиям извещения и положениям Закона о контрактной системе, а именно:
"Участником закупки не выполнены требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N; 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части размещения на электронной площадке и в единой информационной системе документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов принимают в том числе независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Требования к банкам, установлены постановлением Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369 банки, осуществляющие выдачу независимых гарантий в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств, должны соответствовать требованию о наличии кредитного рейтинга не ниже уровня "B-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество), или не ниже уровня "ruB-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА", или не ниже уровня "B-.ru" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства общество с ограниченной ответственностью "Национальные Кредитные Рейтинги", или не ниже уровня "B-|ru|" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства общество с ограниченной ответственностью "Национальное Рейтинговое Агентство".
В представленной участником закупки независимой гарантии от 19.02.2024 N 72533-23КЭБГ/0004 гарантом выступает кредитная организации КИВИ Банк (АО).
Согласно информации, полученной с официального сайта кредитного рейтингового агентства АО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" https://raexpert.ru/ratings, рейтинг в отношении кредитной организации КИВИ Банк (АО) не присвоен (рейтинг отозван).
Кроме того, приказом от 21.02.2024 N ОД-266 Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации КИВИ Банк (АО).
Согласно абзацу первому постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 независимая гарантия оформляется в том числе на условиях, определенных статьей 45 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом независимая гарантия от 19.02.2024 N 72533-23КЭБГ/0004 не соответствует требованиям, установленным статьей 45 Закона N 44-ФЗ и не может являться документом, подтверждающим предоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Согласно извещению об осуществлении закупки участник закупки обязан представить обеспечение исполнения контракта в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки. Обеспечение исполнения контракта на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
б) предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44. Порядок обеспечения исполнения контракта путем предоставления независимой гарантии установлен статьей 96 Закона N 44 и проектом контракта, условия независимой гарантии установлены статьей 45 Закона N 44 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005.
Основание для отказа в принятии независимой гарантии от 19.02.2024 N 72533-23КЭБГ/0004, представленной в качестве обеспечения исполнения Государственного контракта:
Пункт 2 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия независимой гарантии требованиям, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ;
Пункт 3 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки".
Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ст. 44 настоящего Федерального закона случаях для предъявления требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
В представленной Заявителем Гарантии гарантом выступает кредитная организация КИВИ Банк (АО). В соответствии с информацией, полученной с официального сайта кредитного рейтингового агентства АО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" https://raexpert.ru/ratings, рейтинг в отношении кредитной организации КИВИ Банк (АО) не присвоен (рейтинг отозван). Кроме того, Приказом от 21.02.2024 N ОД-266 Банком России у кредитной организации КИВИ Банк (АО) отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
В первом абзаце Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий", далее - Постановление N 1005) закреплено, что независимая гарантия оформляется в том числе на условиях, определенных ст. 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Гарантия не соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона о контрактной системе и не может являться документом, подтверждающим предоставление надлежащего обеспечения исполнения
контракта.
Согласно извещению об осуществлении закупки участник закупки обязан представить обеспечение исполнения контракта в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки. Обеспечение исполнения контракта на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику,
б) предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе. Порядок обеспечения исполнения контракта путем предоставления независимой гарантии установлен ст. 96 Закона о контрактной системе и проектом контракта, условия независимой гарантии установлены статьей 45 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1005.
В оспариваемом Заявителем случае у Заказчика отсутствовали законные основания для подписания контракта, в связи с тем, что в ЕИС отсутствовал документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта. Сведения о документе, подтверждающем обеспечение исполнения контракта включаются в реестр контрактов. В случае заключения контракта, в отношении которого предоставлено обеспечение исполнения контракта, заведомо несоответствующее требованиям законодательства о контрактной системе, нарушаются положения ст. 45, 51 Закона о контрактной системе.
Положения ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе распространяются исключительно на требования, которые должны быть включены в контракт, не определяют взаимных обязательств сторон до его заключения и не направлены на урегулирование ситуаций, связанных с заменой обеспечения исполнения контракта на этапе заключения контракта.
Поскольку порядок заключения контракта определяется ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик при принятии соответствующих решений руководствовался положениями указанной статьи.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, следовательно, доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 105 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ССБ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 марта 2024 г. N 44-869/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024