Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии ИП Тимургалиева Эльдара Анасовича (далее - Участник, Подрядчик, ИП Тимургалиев Э.А.): лично,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 544-ЭП/24 от 11.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту крыш зданий, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, Ковенский переулок, дом 6, пом. 4-Н, 5-Н; 10-я Советская улица, дом 23, литера Н для нужд Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" согласно утвержденному адресному перечню в 2023 году (извещение N 0172200002723000148),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга 10.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту крыш зданий, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, Ковенский переулок, дом 6, пом. 4-Н, 5-Н; 10-я Советская улица, дом 23, литера Н для нужд Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" согласно утвержденному адресному перечню в 2023 году (извещение N 0172200002723000148) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 8 493 783,31 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.10.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Тимургалиев Э.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Тимургалиевым Э.А. заключен государственный контракт N 0172200002723000148-2-2 от 31.10.2023 (далее - Контракт) на сумму 6 590 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.4.1 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Тимургалиевым Э.А.
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту крыш зданий (далее - Работы), расположенных по адресам: Санкт-Петербург, Ковенский переулок, дом 6, пом. 4-Н, 5-Н; 10-я Советская улица, дом 23, литера Н для нужд Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" согласно утвержденному адресному перечню (далее - Объекты) в срок, не позднее 01.12.2023, с даты передачи Объекта(ов) в работу (п. 3.2 Контракта).
Порядок сдачи и приемки выполненных Работ определен разделом 5 Контракта, требования к выполнению Работ определены техническим заданием, являющимся Приложением N 3 к Контракту (далее - Техническое задание).
13.12.2023 Подрядчику посредством ЕИС была направлена претензия о нарушениях условий Контракта при выполнении Работ.
В ответе на претензию Подрядчик просил Заказчика заключить дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения Работ, что не предусмотрено Законом о контрактной системе.
По состоянию на 29.12.2023 Работы не были выполнены и акт приемки объекта в эксплуатацию сторонами Контракта не подписан.
27.12.2023 Подрядчик в соответствии с п. 5.1 Контракта сформировал с использованием ЕИС документ о приемке.
В связи с невыполнением Работ в сроки, предусмотренные Контрактом, 27.12.2023 Заказчиком был размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке в ЕИС.
Учитывая, что предусмотренный Контрактом срок выполнения Работ истек 01.12.2023, и по состоянию на 29.12.2023 обязательства по Контракту Подрядчиком не были исполнены, в соответствии с положениями п. 1 ст. 450.1, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.ч. 8 и 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 9.4.1 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Тимургалиевым Э.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС ИП Тимургалиев Э.А. пояснил, что сроки выполнения Работ были затянуты ввиду обстоятельств, независящих от Подрядчика. Наличие неучтенных сметой видов работ на Объекте по адресу: 10-я Советская ул., д. 23 (превышение объемов демонтажа выравнивающих стяжек, отсутствие пароизоляции перекрытия и т.д.) препятствовало выполнению Работ, в связи с чем Подрядчиком был составлен и направлен в адрес Заказчика Акт на дополнительные работы от 14.11.2023. Подрядчиком были выполнены неучтенные сметой виды работ поскольку без их выполнения не представлялось возможным перейти к исполнению следующих видов работ в соответствии с технологией производства Работ. В результате Работы на Объекте по адресу: 10-я Советская ул., д. 23 были выполнены Подрядчиком в полном объеме.
Также по словам ИП Тимургалиева Э.А., приступить к выполнению Работ на Объекте по адресу Ковенский переулок, дом 6, пом. 4-Н, 5-Н в согласованные с Заказчиком сроки не представлялось возможным из-за обильного снегопада (крыша была покрыта большим слоем снега). Об указанных обстоятельствах Подрядчик сообщил Заказчику в Ответе на претензию (исх. N 1/01 от 08.12.2023) и просил Заказчика рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения об изменении сроков выполнения Работ либо расторгнуть Контракт по соглашению сторон с последующей приемкой и оплатой Заказчиком по факту выполненных Работ, за исключением работ, не предусмотренных сметной документацией, но выполненных Подрядчиком. Однако Заказчик принял решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Кроме того, ввиду погодных условий Подрядчик был лишен возможности устранить нарушения условий Контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Тимургалиева Э.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем согласно 6.1.1 Контракта Заказчик обязан передать в работу Подрядчику объекты, указанные в п. 1.1 Контракта в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подписания сторонами Контракта.
Пунктом 3.2 Контракта установлено начало выполнения Работ - со дня подписания акта (ов) передачи объекта(ов) в работу.
На заседание Комиссии УФАС документы, подтверждающие исполнение Заказчиком своей обязанности, предусмотренной п. 6.1.1 Контракта, не представлены.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Тимургалиева Э.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Тимургалиева Эльдара Анасовича (ИНН: 121101928988), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2024 г. N РНП-78-134/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024