Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБОУ СОШ N 707 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ООО "РСК Крепость" (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 5211-ЭП/24 от 29.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания, инженерных сетей, коммуникаций и оборудования: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы N 707 Невского района Санкт-Петербурга в 2024-2025 гг (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004724000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 539 132, 72 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки путем установления требований к закупаемым услугам, не позволяющих определить потребности Заказчика, а также в нарушении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы повысить шансы на приобретение работы именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении рассматриваемого конкурса.
Из содержания извещения следует, что Заказчиком установлен, в том числе, следующий перечень закупаемых работ:
Замена запорной арматуры и трубопроводов систем ХВС, ГВС, систем теплопотребления;
Замена вышедших из строя элементов систем теплопотребления при угрозе размораживания;
Восстановление теплоизоляции и антикоррозийного покрытия;
Замена радиаторов в случае течи радиатора;
Ремонт и пуско-наладка в случае выхода из строя оборудования, установленного совместно с насосным, обеспечивающее его автоматическую работу и подключение к трубопроводным сетям учреждения (задвижки, вентили, обратные клапана, щиты с автоматикой управления, все элементы автоматизации и коммутационной аппаратуры, и т.д.).
В пункте 3.3. Раздела III Специальной части Требований к оказываемым услугам по направлениям деятельности, в разделе Техническое обслуживание и текущий ремонт водомерного узла указано: Ремонт или замена приборов, входящих в состав коммерческих узлов учета холодного водоснабжения.
В пункте 4.3. Раздела III Специальной части Требований к оказываемым услугам по направлениям деятельности, в разделе Техническое обслуживание и текущий ремонт АИТП указано: Ремонт или замена приборов, входящих в состав АИТП.
В пункте 6.3. Раздела III Специальной части Требований к оказываемым услугам по направлениям деятельности, в разделе Техническое обслуживание и текущий ремонт сетей электроснабжения и освещения, электрооборудования, в том числе указано:
Замена перегоревших электроламп (с последующей утилизацией неисправных) и протирка плафонов в помещениях, местах общего пользования, лестничных клетках, технических этажах и подвалах, сетях наружного (уличного) освещения;
Замена штепсельных розеток и выключателей;
Замена магнитных пускателей;
Замена автоматических включателей;
Замена электродвигателей;
Замена осветительной проводки;
Смена предохранителей;
Монтаж кабельных линий, проводок и электрических оконечных устройств, при перестановках существующего и приобретаемого оборудования.
В пункте 8.3. Раздела III Специальной части Требований к оказываемым услугам по направлениям деятельности, в разделе Техническое обслуживание и текущий ремонт систем вентиляции и кондиционирования, в том числе указано:
- технический ремонт 1 раз в год (ТР-12) по необходимости
Также пп. 1.6., п. 2.6., п. 6.2.3., 8.2 данного раздела предусмотрено: Замена или восстановление элементов системы, выработавших ресурс или пришедших в негодность.
Также извещением предусмотрены кровельные и прочие работы в составе:
- укрепление и ремонт ливневой канализации, колен, воронок, углов примыкания покрытия к конструкциям парапетов, устранение неисправностей световых колпаков и зонтов над трубами;
- укрепление и ремонт (в т.ч. восстановительный) металлического покрытия парапетов;
- ремонт и укрепление отдельных участков ограждения территории учреждения;
- укрепление перил и др. ограждений лестничных клеток.
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что извещение о проведении закупки не содержит перечня запасных частей, а также агрегатов, подлежащих замене, с указанием их количества и характеристик, равно не содержит сведений об объемах закупаемых работ, позволяющих определить потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что описание объекта закупки содержит противоречивые сведения об объеме закупаемых работ, что не позволяет должным образом определить потребности Заказчика и противоречит требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что, в свою очередь, является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода Заявителя о нарушении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, осуществляется органами, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и не относится к ведению антимонопольных органов, осуществления контроля правомерности определения начальной (максимальной) цены контракта Комиссией УФАС не осуществляется.
Таким образом, довод Заявителя относительно проверки законности содержания сметного расчета, содержащегося в составе обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия УФАС оставляет без рассмотрения по существу.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РСК Крепость" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с ранее выданным.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 марта 2024 г. N 44-865/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024