Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПбГБУ "ЦФКСиЗ ВО" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Чечева Ильи Сергеевича (далее - Участник, Поставщик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 4472-ЭП/24 от 21.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку тренажеров для нужд СПбГБУ "ЦФКСиЗ ВО" в 2023 году (извещение N 0372200180123000061),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку тренажеров для нужд СПбГБУ "ЦФКСиЗ ВО" в 2023 году (извещение N 0372200180123000061) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 842 054,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024 N ИЗК1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признан ИП Чечев И.С.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Чечевым И.С. заключен государственный контракт N 98-ЗКЭФ/2023 от 17.01.2024 на сумму 1 250 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.3.5, 12.7 и 12.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.02.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Чечевым И.С.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить тренажеры (далее - Товар).
В соответствии с пп. 3.1.1, 3.1.4 Контракта, Товар поставляется Заказчику единовременно в соответствии с условиями Контракта. Количество Товара определяется на основании Контракта. Частичная поставка и поставка Товара по частям не допускается. Поставщик осуществляет поставку и выгрузку (сборку) Товара по месту нахождения помещения Заказчика. При передаче Товара Заказчику Поставщик демонстрирует работоспособность Товара; поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 5 рабочих дней со дня заключения Сторонами Контракта.
Таким образом, дата окончания срока поставки по Контракту - 24.01.2024. В соответствии с пунктом 5.1 Контракта, Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом, Поставщик гарантирует, что Товар, поставленный по Контракту, не имеет дефектов, связанных с конструкцией, материалами или функционированием при штатном использовании Товара, технической и(или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Товара.
При этом, по состоянию на 24.01.2024, обязательства по поставке Товара Поставщиком не исполнены. Поставщиком на электронный адрес Заказчика, направлено письмо о задержке поставки на срок до 29-31 января 2024. В письме содержится ссылка на возникновение форс-мажорных обстоятельств. При этом, такие обстоятельства не указаны и не подтверждены документально в установленном законодательством порядке, в связи с чем не приняты к сведению Заказчиком при формировании уведомлений претензионной переписки.
Так, в связи с отсутствием при поставке Товара представителя Поставщика, не осуществлена выгрузка (сборка) Товара по месту нахождения помещения Заказчика, не продемонстрирована работоспособность Товара. Отсутствует гарантийный талон либо документ, его заменяющий (к каждой единице товара), а также заверенные копии сертификата соответствия либо декларации о соответствии на Товар.
Также, Заказчик, при рассмотрении документов, предоставленных Поставщиком (руководство пользователя в электронном виде и инструкция по эксплуатации в электронном виде) были выявлены следующие несоответствия таких документов со Спецификацией:
1.1. Тренажер лестница-степпер (позиция 1 Спецификации):
-не указаны конструктивные особенности тренажера: наличие системы сбора и отвода пота;
-не соответствуют заявленному диапазон отображения уровня нагрузки: по Контракту количество уровней нагрузки 25 шт., в руководстве пользователя указан диапазон отображения уровня нагрузки 0-15;
-не соответствуют заявленный уровень минимальной нагрузки, шагов в минуту: по Контракту - 15 шагов в минуту, в руководстве пользователя указана минимальная скорость бега 24 шага в минуту.
1.2. Тренажер эллиптический (позиция 2 Спецификации):
-не соответствуют габаритные размеры тренажера: по Контракту 1500*950*2140 мм, в инструкции указаны размеры 1825*872*1835 мм;
-не соответствует максимальная масса пользователя: по Контракту максимальная масса пользователя
-200 кг, в инструкции указана максимальная масса пользователя 180 кг;
-не соответствует вес тренажера: по Контракту вес тренажера 168 кг, в инструкции указан вес 188 кг.
В связи с пропуском Поставщиком срока поставки, Заказчиком 02.02.2024 направлена претензия, с требованием обеспечить поставку Товара в соответствии с условиями Контракта, предоставить документы, подтверждающие соответствие такого Товара условиям Контракта, обеспечить при поставки наличие представителя Поставщика для осуществления выгрузки, сборки и передачи Товара Заказчику не позднее 06.02.2024.
Поставщиком 05.02.2024 направлены сведения о том, что обязательства по Контракту будут выполнены в полном объеме не позднее 15.02.2024 и представлены характеристики Товара, который Поставщик планирует передать Заказчику в качестве надлежащего исполнения условий Контракта. При этом, характеристики Товара, представленные Поставщиком в составе Уведомления претензионной переписки N 2 от 05.02.2024, не соответствуют характеристикам Товара, подлежащего поставке в соответствии с условиями Контракта.
Кроме того, Поставщиком не представлены объективные сведения и документы, подтверждающие наличие у Поставщика Товара, который предлагается к поставке.
При этом, такие сведения и документы были запрошены Заказчиком (запрос от 08.02.2024), в ответ Поставщик направил письмо без документов и сведений, подтверждающих подтверждающие наличие у Поставщика товара, который предлагается к поставке.
По состоянию на 09.02.2024 Поставщиком обязательства по Контракту не исполнены.
Согласно п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. В соответствии с абз.4 п.2 ст. 450, ч. 1 и ч.2 ст. 523 ГК РФ, Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон; нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В связи с изложенным, на основании п. 2 ст. 328 ГК РФ, абз.4 п.2 ст. 450 ГК РФ, ч. 1 и ч. 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.3.5, 12.7, 12.9, 12.9.1.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 09.02.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Чечевым И.С. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Согласно Контракту Поставщик должен поставить один тренажер лестница-степпер производства КНР и один тренажер эллиптический производства Тайвань. Товар был поставлен Заказчику, но не одновременно и с нарушением срока.
Нарушение сроков поставки были вызваны объективными причинами, а именно эллиптический тренажер был приобретен у ИП Саблина С.П (счет N 23 от 16.01.2024, товарная накладная N НФ-22 от 22.01.2024), второй тренажер был зарезервирован Поставщиком, поставка ожидалась. Заказчик был проинформирован о предполагаемых сроках поставки письмом от 26.01.2024.
Тренажер лестница-степпер предполагался к приобретению у ИП Саблина С.П. продавцом был выставлен счет N 91 от 02.02.2024 за указанный тренажер. Информационным письмом от 06.02.2024 N 7 ИП Саблин С.П. аннулировал счет и сообщил о невозможности поставки тренажера.
Поставщик проинформировал Заказчика об указанных обстоятельствах в письме от 08.02.2024 - ответе на запрос Заказчика и приложил подтверждающие документы.
Поставщик обратился к другим компаниям, продающим тренажеры: AEROSPORT, Matrix Fitness. Везде был получен отказ от срочной поставки тренажеров.
Модель тренажера степпера с заявленными в Спецификации характеристиками, в том числе с системой потоотведенияя Sweat Management System, является эксклюзивной разработкой компании Matrix. Компания Matrix имеет 2 головных офиса, в США и на Тайване, и 6 собственных заводов: в США, два в Шанхае, на Тайване. В связи с антироссийскими санкциями и сложностями с логистикой поставка высокотехнологичного оборудования затруднена. Поставщиком своевременно были сделаны заявки на приобретение товара для исполнения Контракта, но контрагент уже после выставления счета отказался осуществить поставку в срок.
В решении об одностороннем отказе Заказчик указал на несоответствие характеристик товара с заявленными в Спецификации.
К тренажеру лестница-степпер указаны 23 характеристики объекта закупки в Спецификации к Контракту, к тренажеру эллиптическому - 23 характеристики.
Эллиптический тренажер Заказчик не принял по причине несоответствия габаритов, веса тренажера и максимальной массы пользователя указанным в Спецификации. Данные несоответствия не являются существенными. Тренажер лестница-степпер не удалось приобрести в точности с заявленными характеристиками в связи со сложностью экспорта.
В ответ на претензию Заказчика Поставщик направил письмо от 05.02.2024 в котором обязался произвести замену Товара до 15.02.2024 и приложил характеристики возможных к поставке тренажеров.
09.02.2024 Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Чечева И.С. реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Чечевым И.С. устранены не были.
При этом, Участником не было предоставлено доказательств о предпринятых действиях, направленных на исполнение Контракта.
Участником предпринимались попытки найти и закупить необходимый Товар, соответствующий условиям Контракта только после истечения сроков поставки Товара, также Участником не было подтверждено, что им был закуплен весь необходимый Товар до истечения срока поставки Товара.
Также, Заказчик в процессе претензионной переписки с Участником направлял требования, с указанием перечня недостатков, препятствующих проведению приемки, а также с указанием сроков и способов их устранения. При этом Поставщик намеренно игнорировал такие требования и предлагал Заказчику к приемке Товара, который не соответствует требованиям Контракта, а также к заключению дополнительного соглашения с согласованием в нем изменений свойств Товара, которые приведут к ухудшению характеристик Товара, обозначенных в Контракте и в извещении о закупке.
Таким образом, Участник, подав заявку на участие в Запросе котировок и выразив согласие на заключение Контракта в соответствии с условиями и требованиями, указанными в приложениях к Контракту, свои обязательства по перед Заказчиком не исполнил.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Чечева Ильи Сергеевича, ИНН: 032603033707; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Чечева Ильи Сергеевича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.02.24. |
22.02.24 |
21.02.24 |
0 |
21.02.24 |
29.02.24 |
28.02.24 |
0 |
04.03.24 |
04.03.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 февраля 2024 г. N РНП-78-345/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024