Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 707 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ВГТ-Сервис" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 5202-ЭП/24 от 29.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания, инженерных сетей, коммуникаций и оборудования: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы N 707 Невского района Санкт-Петербурга в 2024-2025 гг (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004724000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 539 132, 72 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостному критерию, а также в нарушен порядок формирования лота закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 22 Положения, шкала оценки применяется в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки.
Согласно п. 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком в качестве одного из критериев оценки заявок определен критерий "квалификация участников закупки", а также определены детализирующие показатели.
В рамках показателя оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по критерию оценки "квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" для определения детализирующего показателя установлена следующая шкала оценки:
Обеспеченность участника закупки сотрудниками (специалистами) среднего звена |
Предельные величины значимости Кi2.2(в баллах) |
Сведения не представлены и/или не соответствуют требованиям настоящего пункта конкурсной документации и/или не соответствует уровням шкалы 2, 3, 4. |
0 |
Представлены сведения о наличии в штате участника закупки следующих сотрудников: - не менее 1 аттестованного сотрудника в должности техника-электрика (электрика) ремонтного (оперативно-ремонтного) персонала и имеющего опыт работы в должности не менее 1 года с 3 группой по электробезопасности; |
40 |
Представлены сведения о наличии в штате участника закупки следующих сотрудников: - не менее 2 аттестованных сотрудников в должности техника-электрика (электрика) ремонтного (оперативно-ремонтного) персонала и имеющих опыт работы в должности не менее 1 года с 3 группой по электробезопасности; - не менее 2 аттестованных сотрудников в должности техника-электрика (электрика) ремонтного (оперативно-ремонтного) персонала и имеющих опыт работы в должности не менее 1 года с 4 группой по электробезопасности; - не менее 2 аттестованных сотрудников в должности слесаря- сантехника оперативно-ремонтного (ремонтного) персонала, имеющего опыт работы в должности не менее 1 года; - не менее 1 аттестованного сотрудника в должности специалиста по охране труда, имеющего подготовку по профстандарту "Специалист в области охраны труда", имеющего опыт работы в должности не менее 1 года; |
60 |
Представлены сведения о наличии в штате участника закупки следующих сотрудников: - не менее 3 аттестованных сотрудников в должности техника-электрика (электрика) ремонтного (оперативно-ремонтного) персонала и имеющих опыт работы в должности не менее 1 года с 3 группой по электробезопасности; - не менее 3 аттестованных сотрудников в должности техника-электрика (электрика ремонтного (оперативно-ремонтного) персонала) и имеющих опыт работы в должности не менее 1 года с 4 группой по электробезопасности; - не менее 3 аттестованных сотрудников в должности слесаря- сантехника оперативно-ремонтного (ремонтного) персонала, имеющего опыт работы в должности не менее 1 года; - не менее 1 аттестованного сотрудника в должности специалиста по охране труда, имеющего подготовку по профстандарту "Специалист в области охраны труда", имеющего опыт работы в должности не менее 1 года; - не менее 1 аттестованного сотрудника в должности главного инженера, имеющего опыт работы в должности не менее 1 года с 4 группой по электробезопасности; - не менее 1 аттестованного сотрудника в должности кровельщика с 3 группой по безопасности работ на высоте - работника, назначаемого работодателем ответственным за организацию и безопасное проведение работ на высоте, в том числе выполняемых с оформлением наряда-допуска; выдающий наряды-допуски; проводящий обслуживание и периодический осмотр средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), назначенного приказом работодателя, имеющим опыт работы в должности не менее 1 года. |
100 |
Для подтверждения наличия сотрудника участнику закупки необходимо предоставить следующие документы (их копии):
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Для подтверждения наличия сотрудника участнику закупки необходимо предоставить следующие документы (их копии):
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в обжалуемой Заявителем части в извещении содержится: перечень информации, подлежащей описанию участником закупки в составе заявки для последующей оценки, а также определена шкала оценки заявок с указанием оцениваемых свойств. При этом, из указанного порядка следует, что оценке подлежит исключительно наличие в штате соответствующих специалистов в необходимом для Заказчика количестве, при этом, превышение количества соответствующих специалистов, по отношению к установленному в извещении значению, не будет оцениваться.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части не позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку не содержит пропорциональной зависимости получаемого участником закупки балла в зависимости от количества сотрудников соответствующей квалификации, имеющихся у участника, что свидетельствует о том, что в рассматриваемой части установленный Заказчиком порядок оценки заявок является ненадлежащим, что нарушает п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Комиссия УФАС констатирует, что из содержания извещения о проведении конкурса следует, что объект рассматриваемой закупки определен Заказчиком, как услуги по обслуживанию помещений комплексные (код ОКДП2 - 81.10.10.000).
Анализ описания объекта закупки свидетельствует о том, что в его состав включены функционально связанные с объектом закупки работы.
Таким образом, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для утверждения того, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот закупки, а, следовательно, в указанной части жалоба Заявителя является необоснованной.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВГТ-Сервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с ранее выданным.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 марта 2024 г. N 44-864/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024