Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5208-ЭП/24 от 29.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение номер 0372200262224000050) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 21.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200262224000050. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 203 074,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки и нарушении правил использования каталога товаров, работ и услуг.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком даны пояснения, согласно которым:
"Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара установлены Заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки".
Как видно из указанного документа, Заказчиком установлены, в том числе, требования к обжалуемым товарным позициям N1,2,3 с использованием КТРУ. При этом для достижения целей закупки применены дополнительные характеристики, которые не предусмотрены соответствующей позицией каталога товаров, работ и услуг и включено соответствующее обоснование установления вышеуказанных характеристик ссылками на профильные нормативы.
Целью закупки является удовлетворение потребности Заказчика в дезинфицирующих средствах, предназначенных для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, составляющей которой, являются профилактические противоэпидемические мероприятия. Это направление регламентировано ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", профильными нормативами, в т.ч., СанПин и МУ, МР, которые в данном контексте считаются, в т.ч., стандартами.
Как указано Заявителем в жалобе, в отношении дезинфицирующих средств существует достаточно много стандартов и руководств, но, однако, мы не можем согласиться с утверждением Заявителя в виде "Если речь идёт о дезинфицирующих средствах, то, предъявляемые к ним требования определяются только данным руководством: Р 4.2.3676-20 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности" и Р 4.2.2643-10.3.5 "Дезинфектология".
Заказчик поясняет что в п. 1.1. данного руководства указано, что "Руководство включает единые методы лабораторных исследований и испытаний средств, технологий, устройств, оборудования, материалов, предназначенных для дезинфекции, предстерилизационной обработки, стерилизации, дезинсекции, дератизации (далее - дезинфекционных средств). В руководстве приведены методы оценки антимикробной, в т.ч. вирулицидной, инсектицидной, акарицидной, репеллентной и родентицидной активности, эффективности и безопасности дезинфекционных средств.", аналогично в п. 1.1 Р 4.2.2643-10.3.5: "Настоящее руководство (далее - руководство) устанавливает единые методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их антимикробной, инсектицидной, акарицидной, репеллентной и родентицидной активности, эффективности и безопасности при применении в быту, в лечебно-профилактических организациях и на других объектах для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, животных и неповреждения объектов внешней среды", так согласно этому руководству производители обязаны исследовать свои дезинфицирующие средства и получать свидетельства о государственной регистрации.
Заказчик не проводит исследований и испытаний дезинфицирующих средств, а использует их в профессиональной деятельности, основываясь при этом на требованиях профильных нормативов, указанных в описании объекта закупки.
Стоит обратить внимание на тот факт, что целью обжалуемой закупки является удовлетворение потребности лечебного многопрофильного учреждения в антисептических средствах для гигиенической и хирургической обработки рук, операционного поля. При этом, вид закупки - электронный аукцион, а не запрос котировок, как указывает Заявитель.
При формировании требований (характеристик) к объекту закупки заказчик исходил из опыта и практики применения антисептиков, из требований профильных нормативов, из требований производственного процесса проведения противоэпидемических мероприятий, утвержденных СОПов, что соответствует требованиям СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Так, по данным позициям Пункт 83 СанПиН 3.3686-21 устанавливает, что средства, оборудование, материалы для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации, дезинсекции, дератизации должны быть эффективны в отношении целевых объектов и безопасны для человека и окружающей среды.
В пункте 3478 СанПиН 3.3686-21 предусмотрено, что при выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость медицинских работников.
В соответствии с пунктом 3504 СанПиН 3.3686-21 алгоритмы (стандарты, стандартные операционные процедуры - СОП) всех эпидемиологически значимых лечебных и диагностических парентеральных манипуляций должны включать в себя применяемые средства и способы обработки рук и средств их защиты при выполнении соответствующих манипуляций.
В соответствии с пунктом 3475 СанПиН 3.3686-21 для обработки рук используются средства, разрешенные для применения, а медицинское учреждение (МО) разрабатывает стандартную операционную процедуру (СОП) по обработке рук в зависимости от вида работ, применяемых конкретных гигиенических средств и кожных антисептиков, проводит обучение и тренинги медицинских работников, внедряет систему приверженности гигиене рук медицинских работников и пациентов путем удобного размещения дозаторов, обеспечения индивидуальными флаконами с кожными антисептиками и контролирует выполнение СОП (п.3476).
В соответствии с СанПиН 3.3686-21 Заказчик разработал стандартную операционную процедуру (СОП) по обработке рук, в которой указаны средства с определенными гигиеническими характеристиками, проведены тренинги и обучение персонала, при этом учитывалась индивидуальная чувствительность медицинских работников.
Обращаем внимание на тот факт, что в обжалуемой закупке Заказчиком указаны требования к 5-ти видам антисептиков, отличающимся по составу, активности, функционалу, форме выпуска, что отражает потребность Заказчика и соответствует внутренним СОПам и разделу "Организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность" СанПин 3.3686-21, в т.ч., указанным выше пп. 3476, 3478.
Согласно СанПин 3.3686-21 п.3445 антисептики для обработки операционного поля не должен содержать в своем составе смягчающие, увлажняющие и питающие кожу компоненты. При наличии в составе кожных антисептиков достаточного количества увлажняющих и ухаживающих добавок будет невозможно их применять для дезинфекции поверхностей, приборов, оборудования и медицинских изделий так как увлажняющие добавки будут создавать на обрабатываемых поверхностях биологические пленки. Кожные антисептики, имеющие такие режимы применение практически не содержат в своем составе компонентов обеспечивающих сохранность кожи рук медицинского персонала. Именно поэтому Заказчик тщательно подходит к выбору кожных антисептиков, тем более что и СанПин 3.3686-21 п.3478 обязывает Заказчика при выборе кожных антисептиков учитывать индивидуальную переносимость медицинского персонала.
Таким образом, необходимые Заказчику характеристики объекта закупки формировались на основании клинических данных с учетом особенностей чувствительности к спиртам персонала и обусловлены потребностью Заказчика в целях достижения максимально возможного дезинфицирующего эффекта при максимальном исключения нежелательных последствий для лиц, применяющих данное средство.
Указанные Заявителем судебная практика не подходит для данного случая и не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, так как все решения были в других регионах и основным нарушением является не возможность поставки эквивалентов.
Согласно "Федеральным клиническим рекомендациям по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях" приложение N1- перечень действующих веществ, входящих в состав средств дезинфекции, зарегистрированных в Российской Федерации, в данном приложение нет в перечне- "группа ЧАС", а прописаны конкретные наименования действующих веществ, в том числе п.49. мецетроний этилсульфат. Мецетроний этилсульфат (МЭС) не содержит ни атомов галогена (например, хлора) в молекуле в качестве заместителя, ни противоиона, в связи с чем он обладает лучшей кожной переносимостью, чем, например, бензалконий хлорид. Вместе с этим, MЭС проявляет активность как на внешней клеточной мембране, так и на внутренней мембране цитоплазмы. MЭС разрушает внешнюю клеточную мембрану, как минимум, грамотрицательных бактерий и таким образом ускоряет собственную резорбцию. На начальном этапе МЭС абсорбируется и затем проникает сквозь внешнюю клеточную мембрану. Здесь MЭС вступает в реакцию с несколькими соединениями, например, липидами и белками, и производит дезориентацию мембраны. Частицы низкомолекулярной массы внутри клетки могут мигрировать. Затем, белки и нуклеиновая кислота разлагаются и наступает лизис клеточной оболочки. Именно благодаря данным характеристикам Заказчик остановился на этом действующем веществе входящим в состав кожного антисептика".
Заявитель участия своих представителей в заседании Комиссии УФАС не обеспечил и доказательств обратного не представил.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика отсутствуют нарушения правил описания объекта закупки и использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145. Доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Финист" обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 марта 2024 г. N 44-881/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024