Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" (далее - Заказчик):;
ООО "Сервис-НСБ" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 5205-ЭП/24 от 29.02.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному содержанию и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, наружных территорий и фасадов здания второй сцены Мариинского, исторической сцены Мариинского театра и обслуживание гардеробов в зданиях Мариинского театра в 2024-2025 гг (извещение N 0372100014224000010) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 12.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100014224000010.
Начальная (максимальная) цена контракта - 95 869 036, 11 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- неверном выборе способа определения поставщика;
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документом "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"1.1. Предложение по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке".
В силу ч.ч. 5-6 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция (п. 8 Правил использования КТРУ).
В качестве кода ОКПД2 Заказчиком указана категория ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные".
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 и осуществлена закупка в виде электронного конкурса.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме включает класс ОКПД2 81.21.10 "Услуги по общей уборке зданий".
В соответствии с письмом ФАС от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19 в случае если в предмете закупки содержатся услуги (товары, работы), включенные и не включенные в Перечень, заказчик осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными Заказчиком возражениями, код ОКПД2 81.10.10.000 включает в себя предоставление комплекса услуг: когда закупается не один вид услуг, а сразу две или более услуги.
Согласно письму Минэкономразвития России от 05.06.2015 N 14809- ЕЕ/Д18и "О применении ОКВЭД2, ОКПД 2" к комплексным услугам (сочетание услуг) в части обслуживания помещений клиента, относятся услуги, которые включают уборку внутренних помещений в зданиях всех типов, ремонт, охрану, удаление отходов, маршрутизацию и прием почты, услуги прачечной и сопутствующие услуги относятся в ОКВЭД 2 к коду 10 "Деятельность по комплексному обслуживанию помещений", в ОКПД 2 относятся к коду 81.10.10 "Услуга, по комплексному обслуживанию помещений".
Согласно Техническому заданию в состав услуг по комплексному содержанию и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, наружных территорий и фасадов здания второй сцены Мариинского, исторической сцены Мариинского театра и обслуживание гардеробов в зданиях Мариинского театра в 2024-2025 гг. входят следующие услуги:
Раздел 1. Профессиональные уборка и уход внутри здания (помещения зрительской части, служебные и репетиционные помещения), в составе услуг:
1.1. Ежедневная комплексная уборка зрительской части;
1.2. Ежедневная поддерживающая уборка зрительской части;
1.3. Ежедневная комплексная уборка служебной и репетиционной части;
1.4. Ежедневная поддерживающая уборка служебной и репетиционной части;
1.5. Еженедельная уборка служебных помещений.
1.6. Ежемесячная уборка зрит. зала, репетиционных залов, служебных и технических помещений
1.7. Ежеквартальная уборка паркетных полов.
1.8. Ежемесячная генеральная уборка гранитных и кафельных полов в зрительской и служебной части (фойе и коридоры).
Раздел 2. Профессиональные уборка и уход внутри здания (сценический комплекс - помещения художественно-постановочной части (ХПЧ)), в составе услуг:
2.1. Ежедневная комплексная уборка помещений ХПЧ;
2.2. Ежедневная поддерживающая уборка помещений ХПЧ;
2.3. Ежемесячная комплексная уборка помещений ХПЧ;
2.4. Ежегодная комплексная уборка помещений ХПЧ.
Раздел 3. Профессиональная уборка санитарно-гигиенических помещений в здании М2 и санитарно-гигиенических помещений в зрительской части в здании М1, в составе услуг:
3.1. Ежедневная комплексная уборка сан.узлов и душевых в здании М2;
3.2. Ежедневная комплексная уборка сан.узлов в зрительской части в здании М1;
3.3. Ежедневная поддерживающая уборка сан.узлов и душевых в здании М2;
3.4. Ежедневная поддерживающая уборка сан.узлов в зрительской части в здании М1;
Раздел 4. Профессиональные уборка и уход снаружи здания, на прилегающих территориях, в составе услуг:
4.1. Ежедневная комплексная уборка прилегающей территории и террасы.
4.2. Ежедневная поддерживающая уборка прилегающей территории и террасы.
Раздел 5. Содержание и уход за поверхностями и интерьерами внутри здания
(1 раз в период действия Контракта: август-сентябрь 2024 года)
5.1. Обеспыливание и мытье поверхности из нержавеющей стали, потолков, стен, горизонтальных жалюзи, влажное обеспыливание вентиляционных решеток на потолках в служебной части.
5.2. Обеспыливание и мытье люстр и светильников;
5.3. Химчистка и уход за предметами интерьера (стеновые панели, кресла залов, диваны, стулья)
5.4. Нанесение полимерного покрытия на напольные поверхности офисных и гримерных помещений;
5.5. Генеральная уборка транзитных зон (эскалаторы в зрительской части);
5.6. Генеральная чистка и уход за мраморными, гранитными полами и лестницами М-2.
5.7. Обеспыливание репетиционных помещений и зрительской части М-1.
5.8. Чистка и покрытие полимером мраморных полов зрительской части М-1.
Раздел 6. Мытье фасадов и наружных поверхностей здания (2 раза в период действия Контракта: май 2024 год; сентябрь-октябрь 2024 года)
6.1. Мытье фасадов здания М-2 (май 2024 г.)
6.2. Мытье фасадов здания М-2 (сентябрь 2024 г.)
6.3. Мытье цоколя здания М-2 (май 2024 г.)
6.4. Мытье фасадов здания М-1 (май 2024, сентябрь 2024 г.)
Услуги по гардеробному обслуживанию зрителей и персонала Мариинского театра в 2024-2025 году.
Таким образом, услуги, подлежащие оказанию в соответствии с техническим заданием, функционально и технологически связаны между собой, в связи с чем имеют характер комплексных услуг, подлежащих оказанию, в рамках исполнения обязательств по контракту, и относятся к коду ОКПД 2 81.10.10.000. входящего в группу кода ОКПД 2 81.10 - Услуги по комплексному обслуживанию помещений, не включенного в Перечень.
При выборе предмета будущего договора решение о закупке, а именно комплексных услуг, было принято Заказчиком в целях оптимизации будущих расходов.
Услуги, входящие в состав комплекса услуг, дополняют и совмещают друг друга; оказание комплекса услуг одним Исполнителем позволит добиться более качественного оказания услуг.
Выбранный Заказчиком код ОКПД 2 81.10.10.000 не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Таким образом, Заказчик вправе осуществить определение исполнителя указанных услуг путем проведения открытого конкурса в электронной форме с учетом требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, код ОКПД2, на который ссылается Заявитель в составе жалобы, в полной мере не соотносится с видами работ закупочной процедуры.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект закупки определен Заказчиком, как "оказание услуг по комплексному содержанию и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, наружных территорий и фасадов здания второй сцены Мариинского, исторической сцены Мариинского театра и обслуживание гардеробов в зданиях Мариинского театра", при этом, выше приведены аргументы, что ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные" является наиболее соответствующим для объекта настоящей закупки.
Перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р, не содержит данный код ОКПД2.
При размещении закупки на выполнение работ, не включенных в указанный Перечень, и составляющих основную часть объекта закупки, Заказчик вправе использовать такую форму закупки как конкурс в электронной форме.
Следовательно, в действиях Заказчика не усматривается нарушение, выразившееся в неверном выборе способа определения поставщика.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закон о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства российской федерации" (далее - Постановление N 2571), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с подпунктом а пункта 3 Постановления предусмотрено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В силу пункта 14 Постановления предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки на работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Соответствие указанным дополнительным требованиям подтверждается наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
При этом цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория
Извещение об осуществлении закупки содержит следующий код ОКПД2 80.20.10.000 Услуги систем обеспечения безопасности.
В соответствии с кодом ОКПД 2 - Работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений относятся к следующему классу:
81 Услуги по обслуживанию зданий и территорий
81.1 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10.1 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10.10 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
Вышеуказанные услуги являются предметом вышеуказанной закупки.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным возражениям Заказчика, предметом закупки являются именно услуги по комплексному обслуживанию, что в том числе, подтверждается выбранным кодом ОКПД2.
Доводы жалобы признаны необоснованными.
3. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 2 "Инструкции по заполнению второй части заявки" Приложения N3 к Извещению об электронном конкурсе 02/24-ОКЭФ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе в соответствии с Законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" содержится следующая информация:
"_Опытом исполнения договора, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Постановлению N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением к Постановлению N 2571 в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке_".
Вместе с тем, разделом "Преимущества, требования к участникам" электронного извещения, размещенного на сайте Единой информационной системы указано:
1.1Требования в соответствии с позицией 14 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Дополнительные требования
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ оказание услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ оказанных услуг.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика, данное разночтение возникло вследствие технической ошибки.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
4. Пунктом 6 технического задания (далее - ТЗ) в закупку включены услуги по гардеробному обслуживанию зрителей и персонала Мариинского театра в 2024-2025 году. В состав работ включено:
"- Прием, хранение, выдача личных вещей (верхней одежды, головных уборов, обуви), пакетов, объемных сумок, музыкальных инструментов и т.п.) по номеркам;
- Обеспечение гардеробов номерками, плечиками, пакетами для хранения обуви и головных уборов;
- Исполнитель обеспечивает зрителей, по их желанию театральными биноклями (не более 1-го в одни руки) на время просмотра спектакля.
Исполнитель должен иметь резерв в количестве не менее 10 биноклей у каждого гардеробщика."
Указанные условия Технического задания относятся к методике оказания услуг по гардеробному обслуживанию. Номерки, плечики, бинокли и иной необходимый инвентарь, указанный в п. 6, предоставляется Заказчиком на время оказания услуг исполнителем. Таким образом, осуществление закупки оборудования для оказания гардеробных услуг Исполнителем в рамках заключаемого Контакта не предусмотрено.
2). Относительно объемов работ по ремонту мраморных полов, замене мраморного покрытия, его шлифовки, полировки мраморных полов, заделке и шпаклёвке выбоин и других видимых дефектов пола считаем необходимым отметить, что объем указанных работ ограничен площадями, указанным в Техническом задании (Таблицы N23, N25).
3). п. 4.3.10. Технического задания предусмотрено, что в состав персонала Исполнителя должны входить четыре подсобных рабочих. В том же пункте указано, что наличие 4 подсобных рабочих обусловлено необходимостью перестановки мебели для выполнения уборки помещений, погрузо-разгрузочных работ вручную/на тележках и штабелирование грузов; передвижения лестниц, тяжелой уборочной техники, загрузка и разгрузка товаров, поставляемых на объект Исполнителем для наполнения диспенсеров, мелкий ремонт техники Исполнителя на месте.
Необходимость привлечения подсобных рабочих к оказанию услуг обусловлена видами услуг, которые необходимо оказать Заказчику, ввиду чего указанные требования являются обоснованным и необходимым.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
5. В таблице 1 раздела 1 п. 1.1. Технического задания содержится "Комплексная уборка ВИП по заявке". Общая площадь помещений/Количество предметов интерьера, подлежащих уборке, кв.м/шт составляет 13304,41/331,89.
П. 4.1. Технического задания предусмотрена Ежедневная комплексная уборка прилегающей территории. Уборка по заявке террасы. Уборка технической кровли 16679,33/20.
Вместе с тем, Приложение N 2 к Извещению об электронном конкурсе 02/24-ОКЭФ "Обоснование начальной (максимальной) цены Контракта по определению исполнителя на оказание услуг по комплексному содержанию и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, наружных территорий и фасадов здания второй сцены Мариинского, исторической сцены Мариинского театра и обслуживание гардеробов в зданиях Мариинского театра в 2024-2025 гг". содержит информацию периодичности оказания услуг.
Так, для Ежедневной комплексной уборке зрительской части ВИП установлено Значение периодичности оказания услуг "48", для уборки террасы - "273", Уборка технической кровли (2 раза за контракт), Комплексная уборка прилегающей территории, комплексная уборка террасы (весна, лето, осень по заявке) - "274".
Заявитель в материалы дела доказательств обратного не представил, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
6. В соответствии с возражениями Заказчика, необходимость привлечения к оказанию услуг квалифицированных специалистов, в том числе специалистов, которые будут привлечены к работам по шлифовке и полировке мрамора, гидрофобизации гранита с заменой каменных плит и полировке паркета (каменщик, облицовщик) обусловлена видами услуг, которые необходимо оказать Заказчику, ввиду чего указанные требования являются обоснованным и необходимым.
Требования Заказчика о необходимости проведения уборки технических помещений (венткамеры, щитовые и т.д.) техническими уборщицами, имеющими 2 группу по электробезопасности либо специалистами по профилю основаны на пункте 8.5 ГОСТ Р 51870-2014, согласно которому при эксплуатации электрооборудования должны быть соблюдены требования электробезопасности согласно ГОСТ 27570.0, а также на положениях законодательства в области охраны труда и техники безопасности, в т.ч. правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Довод жалобы признан необоснованным.
7. В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В силу ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании и обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта с нарушением, Комиссией УФАС не рассматривается.
8. Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-19 Положения
16. Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
17. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
18. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
19. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения предусмотрено следующее:
20. Если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
21. Если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
22. В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
23. Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с извещением о проведении закупки Уполномоченным органом, Заказчиком определен следующий порядок оценки по критерию "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: осуществление своевременного контроля качества оказания услуг; технология управления рисками; оснащение квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием, инструментами и иными необходимыми средствами; обеспечение надлежащей технологии управления системой качества; обеспечение надлежащей технологии оказания услуг.
Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки.
Под обеспечением надлежащей технологии оказания услуг (второе свойство) понимаются совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, включая последовательность действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, мероприятия по обращению с отходами в соответствии с действующим законодательством РФ, мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с действующим законодательством РФ, а также принятые меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Под технологией управления рисками (четвертое свойство) понимаются комплекс правил, мероприятий по идентификации, оценке рисков, реагированию на риски, а также мониторингу и контролю их уровня, включающие в себя в том числе, сведения о периодичности и задействованных лицах по выявлению и анализу рисков, а также о результатах, к которым приводит анализ выявленных рисков; информацию о дальнейшей проработке выявленных рисков (расстановка по степени их приоритета и вероятности возникновения); информацию об оценке потенциального влияния идентифицированных рисков на общие показатели; информацию о целях контроля и о лицах, осуществляющих административный и технологический контроль.
Под осуществлением своевременного контроля качества оказания услуг (третье свойство) понимаются методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте; методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, методы, направленные на контроль качества оказания услуг, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков).
Под оснащением квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием, инструментами и иными необходимыми средствами (пятое свойство) понимается совокупность оборудования, инструментов и иных необходимых средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг, с указанием по каждому такому оборудованию, инструменту и иному необходимому средству в отдельности: наименования, количества, марки, модели (при наличии), реквизитов документов, подтверждающих соответствие установленным обязательным требованиям в соответствии с действующим законодательством РФ (при необходимости в соответствии с действующим законодательством РФ), минимальных характеристик и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг.
Под обеспечением надлежащей технологии управления системой качества (первое свойство) понимается перечень сведений, содержащий в том числе следующую информацию: информацию об основных функциях управления системой качества; информацию о лицах ответственных за обеспечение охраны труда, в том числе перечень обязанностей, возлагаемых на указанных лиц; информацию об основных направлениях в области охрана труда в организации; информацию о мерах личной безопасности сотрудников при возникновении чрезвычайных ситуаций; информацию о обязательствах для достижения целей в области охраны труда; информацию о лицах, уполномоченных совершать проверку объектов.
Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки, и нормативно-правовым актам, указанным в инструкции по заполнению первой части заявки.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание всех свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), и инструкцией по заполнению первой части заявки; в противном случае представленное предложение о качественных характеристиках объекта закупки трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Описание свойств объекта закупки должно быть конкретным, однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать следующих слов и словосочетаний в любом роде, числе и падеже, а также с частицей "не": "возможно", "вероятно", "должен", "должен быть", "обязан", "запрещается", "необходимо", "не допускается" (данные слова и словосочетания должно быть заменены участником на другое слово/словосочетание, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует").
Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или требованиям приложений к описанию объекта закупки, и/или требованиям инструкции по заполнению первой части заявки трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки и инструкции по заполнению первой части заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника.
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии характеристики объекта закупки |
100 баллов |
Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки |
0 баллов |
Комиссия УФАС отмечет, что Закон о контрактной системе и принятые на его основе нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит Заказчику.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу о том, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится: перечень свойств объекта закупки, подлежащих описанию участником закупки в составе заявки и последующей оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Таким образом, установленный Уполномоченным органом, Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет разделы (свойства) и инструкция по заполнению рекомендуемой формы, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Комиссия УФАС отмечет, что спорный критерий и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Уполномоченного органа, Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части обоснования того, каким образом нарушаются требования законодательства, также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя, что рассматриваемый порядок оценки ограничивает количество участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что скопированные в жалобу положения порядка оценки заявок на участие в конкурсе, не свидетельствуют о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части формирования ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
9. В соответствии с п. 4.2.5. Проекта Контракта, Заказчик или уполномоченные им лица имеют право:
- отдавать распоряжения, выдавать предписания сотрудникам Исполнителя,
- полностью или частично приостанавливать оказание Исполнителем услуг на такие периоды времени, которые считают необходимыми по причине невыполнения Исполнителем распоряжения Заказчика в установленные сроки, при этом Исполнитель несет ответственность за просрочку исполнения обязательств в соответствии с разделом 8 Контракта.
- приостанавливать оказание Исполнителем услуг при наступлении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).
В силу части 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Таким образом, устанавливая определенные Проектом контракта условия к исполнению обязательств по заключаемому Контракту, Заказчик руководствовался необходимостью строгого соблюдения требований к оказанию услуг и принципом свободы договора, ввиду чего, установление в проекте контракта права Заказчика согласно п. 4.2.5 Проекта контракта не противоречит положениям законодательства об автономной работе Исполнителя.
Довод жалобы признан необоснованным.
10. Согласно представленных возражений Заказчика, Техническое задание, Проект контракта Заказчиком составлены с учетом необходимости полного удовлетворения потребностей в услугах в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе в части обязательства Исполнителя предоставлять для оказания услуг необходимое количество персонала, но не менее установленного Техническим заданием, и не налагает на участника закупки никаких обязательств в части необходимости несения дополнительных финансовых затрат.
Довод жалобы признан необоснованным.
11. В соответствии с п. 4.3.12. Проекта Контракта, "Исполнитель обязан обеспечить персонал, осуществляющий оказание услуг в зрительской части театра, форменной одеждой (форма одежды согласовывается с Заказчиком), с обязательным использованием бейджа с эмблемой Исполнителя и указанием Ф.И.О. сотрудника".
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Целью согласования форменной одежды по пункту 4.3.12. Проекта контракта является единообразие внешнего вида сотрудников исполнителя на всех объектах Заказчика, что является обоснованным с точки зрения репутационной и практической составляющей.
В целях недопущения ограничения конкуренции заказчиком не предъявлены требования к форменной одежде конкретного образца.
Указанные требования к услугам распространяются в равной степени на всех участников закупки и не являются невыполнимыми. При подготовке к Закупке был проведен анализ рынка с учетом вышеуказанных требований к услугам и были получены согласия от ряда организаций оказывать услуги в соответствии с требованиями заказчика.
Довод жалобы признан необоснованным.
12. Приложение N 1 к Извещению об электронном конкурсе 02/24-ОКЭФ "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ" содержит следующую информацию:
"4.1. В состав услуг по комплексному содержанию и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, наружных территорий и фасадов здания второй сцены Мариинского, исторической сцены Мариинского театра и обслуживание гардеробов в зданиях Мариинского театра входят следующие разделы:
_Раздел 5. Содержание и уход за поверхностями и интерьерами внутри здания
(1 раз в период действия Контракта: август-сентябрь 2024 года)
_5.6. Генеральная чистка и уход за мраморными, гранитными полами и лестницами М-2.
5.7. Обеспыливание репетиционных помещений и зрительской части М-1.
5.8. Чистка и покрытие полимером мраморных полов зрительской части М-1".
Услуги, содержащиеся в п. 5.6. (Генеральная чистка и уход за мраморными, гранитными полами и лестницами М-2.), в том числе:
- замена мраморных плит (при необходимости); мраморные плиты при необходимости замены предоставляются Заказчиком (в цену контракта не входят)
- выполнение пломбировки мраморных полов (для заделки сколов использовать 2-х компонентную полутвердую мастику с подбором цвета в тон покрытия по согласованию с Заказчиком)
оказываются на объекте заказчика: по адресу: СПб, ул. Декабристов, д. 34, лит. Т, который не относится к объекту культурного наследия (здание новой сцены).
Услуги, содержащиеся в п. 5.8. Чистка и покрытие полимером мраморных полов зрительской части М-1 (Театральная пл., д.1 (объект М1).
"- Удаление старого полимера. Глубокая чистка мраморной поверхности пола химическим средством, способным растворять масла и жиры с мраморных поверхностей и специальным очистителем для поверхностей с микропорами.
- Трёхкратное нанесение нового полимерного покрытия, обладающего повышенной износостойкостью и прочностью.
- Дополнительные условия: при необходимости перед нанесением полимера на мраморную поверхность должна производиться шпаклёвка специальными материалами (учитывается структура и цвет мрамора) выбоин и других видимых дефектов пола.
Проведение работ по натирке мраморных полов зрительской части 2 раза за период действия Контракта, май 2024, сентябрь 2024 года".
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
При этом под ремонтом объекта культурного наследия понимаются работы, проводимые для поддержания памятника в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. (Предмет охраны представляет собой совокупность количественных и качественных характеристик объекта культурного наследия, отражающих его особенности, послужившие основанием для включения данного объекта Реестр).
Вместе с тем, предметом настоящего конкурса является право заключения контракта на оказание услуг по комплексному содержанию и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, наружных территорий и фасадов здания второй сцены Мариинского, исторической сцены Мариинского театра и обслуживание гардеробов в зданиях Мариинского театра в 2024-2025 гг.
Цель закупки: необходимость обеспечения содержания и профессиональной уборки внутренних помещений (включая зрительскую и служебную часть, помещения сценического комплекса, сан.-гигиенические помещения), интерьеров, наружных территорий и фасада здания второй сцены и сан.-гигиенических помещений зрительской части основной сцены Мариинского театра в надлежащем виде и состоянии.
Таким образом, работы, не направленные на сохранение физического состояния и историко-культурной ценности объекта, не относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия. Шпаклёвка специальными материалами выбоин и других видимых дефектов пола и иные работы, включенные в Техническое задание, не связанны с восстановлением историко-культурного состояния объекта и не являются работой по сохранению объекта культурного наследия.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 43, 48, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сервис-НСБ" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 марта 2024 г. N 44-882/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024