Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО г. Колпино (далее - Заказчик):
ИП Сивковой Екатерины Юрьевны (далее - Участник, Исполнитель, ИП Сивкова Е.Ю.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 539-ЭП/24 от 11.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проектирование ограждения спортивных площадок (извещение N 0172300008023000055),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на проектирование ограждения спортивных площадок (извещение N 0172300008023000055) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 100 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Сивкова Е.Ю.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Сивковой Е.Ю. заключен государственный контракт N 738 от 03.10.2023 (далее - Контракт) на сумму 100 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.5 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в следующих случаях:
9.5.1. В случае отказа Заказчика до сдачи ему результата работ (ст. 717 ГК РФ).
9.5.2. В случае отказа Заказчика в связи с существенным превышением приблизительной цены (п. 5 ст. 709 ГК РФ).
9.5.3. В случае задержки Исполнителем начала или окончания работ (в том числе по Заявке Заказчика) более чем на 5 (пять) дней по причинам, не зависящим от Заказчика (п. 2 ст. 715 ГК РФ).
9.5.4. В случае задержки устранения Исполнителем недостатков либо неустранения недостатков в ходе выполнения работ в срок, превышающий 3 (три) дня после получения от Заказчика мотивированной письменной претензии относительно качества работ, выполненных Исполнителем (п. 3 ст. 715 ГК РФ).
9.5.5. В случае задержки устранения Исполнителем отступлений от условий Контракта или иных недостатков результата работ в срок, превышающий 3 (три) дня после получения от Заказчика мотивированной письменной претензии относительно качества работ, выполненных Исполнителем, либо если эти отступления и недостатки являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Сивковой Е.Ю.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по проектированию ограждения спортивных площадок (далее - Работы) в срок с момента заключения Контракта до 25.12.2023 (п. 3.1 Контракта).
Согласно п. 4.2 Контракта Исполнитель обязан выполнить в соответствии с условиями настоящего Контракта весь комплекс работ добросовестно и в объеме, предусмотренном описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), расчетом стоимости, с применением своих материалов, с надлежащим качеством и в сроки, установленные настоящим Контрактом, не допуская выполнения объемов работ сверх объемов, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 4.20 Контракта Исполнитель в соответствии с условиями Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работ, предусмотренные Контрактом.
Пунктом 3.2 Контракта установлено место выполнения работ: Санкт-Петербург, г. Колпино, пр. Ленина, участок 2 (у д. 72, лит. А), кадастровый номер 78:37:1711101:1604.
07.11.2023 Исполнитель запросил данные инженерно-геодезических изысканий.
13.11.2023 Исполнителю было направлено письмо N 3613/01-10 с разъяснением о том, что Контрактом не предусмотрено предоставление дополнительных данных.
13.11.2023 Исполнитель повторно просил предоставить данные инженерно-геодезических изысканий.
21.11.2023 Исполнителю было направлено письмо N 3670/01-10 с разъяснением о том, что Контрактом не предусмотрено предоставление дополнительных данных и требованием предоставить три варианта ограждения согласно условиям Контракта для согласования с Заказчиком.
24.11.2023 Исполнитель предоставил эскиз одного варианта ограждения.
28.11.2023 Исполнителю было направлено письмо N 3727/01-10 с повторным требованием предоставить три варианта ограждения согласно условиям Контракта для согласования с Заказчиком.
07.12.2023 Исполнитель предоставил три варианта эскизов ограждения.
13.12.2023 Исполнителю было направлено письмо N 3854/01-10 с согласованием эскиза N 3 ограждения спортивной площадки.
В соответствии с п. 5.5 Контракта Исполнитель обязан в письменной форме в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента окончания работ уведомить Заказчика о завершении работ по Контракту и готовности работ к сдаче, а также предоставить документы, предусмотренные описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту), а именно: проектно-сметная документация на бумажном носителе в 3-х экземплярах и электронном носителе в 1-м экземпляре (PDF, DWG и WORD), сметно-финансовый расчет (SMW) и документы, предусмотренные п.5.6. настоящего Контракта.
Согласно п. 5.7 Контракта Исполнитель в срок, установленный в Контракте (не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента выполнения работ), формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке выполненных работ, который должен содержать информацию, предусмотренную п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2.11 Контракта работы, выполненные Исполнителем с отклонениями от требований описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), настоящего Контракта, расчета стоимости и иных исходных данных или с иными недостатками не подлежат оплате Заказчиком до устранения обнаруженных недостатков. В случае изменения Исполнителем объема, состава работ и прочих изменений, без согласования с Заказчиком, данные работы Исполнителю не оплачиваются.
По состоянию на 29.12.2023 Работы не были выполнены Участником, никаких уведомлений об окончании Работ в адрес Заказчика не поступало, документы на выполненную Работу Участником не представлены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 2 ст. 715 ГК РФ, п. 9.5.3 Контракта Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Сивковой Е.Ю. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает Решение Заказчика неправомерным по следующим обстоятельствам.
Согласно п. 4.20 Контакта Исполнитель уведомил Заказчика о сложностях, возникших при исполнении Контракта (о расположении в непосредственной близости от спортивной площадки контейнерной мусоросборочной площадки, что противоречит СанПиН 2.1.3684-21, п. 4) письмами N 17-11-23 от 07.11.23, N 18-11-23 от 13.11.23, N 19-11-23 от 26.11.2023, N 24-12-23 от 06.12.2023 и N 29-12.23 от 26.12.23. Однако данные уведомления были проигнорированы Заказчиком.
Кроме этого, о невозможности размещения спортивной площадки в непосредственной близости от мусоросборочных контейнеров 03.10.2023 был в устной форме и с помощью мессенджера whatsapp уведомлен сотрудник Заказчика, курирующий объект. От него Исполнителем получено устное указание, что никаких расторжений не будет, пока не будет официального ответа от КГА СПб. Также данный сотрудник указал, что инженерно-геодезические изыскания по данному титулу выполняются согласно контракту N 725 от 16.06.2023 (номер извещения 0172300008023000042) между местной администрацией внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга города Колпино и ООО "Грандстарбизнес" и будут переданы для работы по Контракту в ближайшее время.
Указанные инженерные изыскания не были переданы в адрес Исполнителя несмотря на неоднократные запросы, в связи с чем 10.11.2023 Исполнителем были заказаны в КГА инженерные изыскания.
По причине отказа Заказчика соблюдать требования СанПиН 2.1.3684-21 Исполнителем было получено в КГА СПб Заключение о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства N 01-47-8-47306/23 от 26.11.2023. Кроме этого, согласно Заключению о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства N 01-47-8-47306/23 от 26.11.2023 Заказчик утаил сведения об отсутствии в ГИС Санкт-Петербурга информации о согласовании планировочного решения спортивной площадки, т.е. имеющаяся спортивная площадка построена с нарушениями действующего в Санкт-Петербурге регламента, следовательно, ограждение площадки может быть запроектировано только после или совместно с проектом размещения самой спортивной площадки.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Сивковой Е.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что основания для включения сведений в отношении ИП Сивковой Е.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Сивковой Екатерины Юрьевны (ИНН: 781004223803), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2024 г. N РНП-78-130/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024