Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБНУ "НИИ АГиР им. Д.О. Отта" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ТАМАНЬ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2938-ЭП/24 от 05.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для стерилизатора медицинского плазменного, марки STERRAD фирмы "Advanced Sterilization Products", США: мод 100S, инв N 6362, имеющегося у Заказчика (кассеты (картриджи) со стерилизующим агентом) (извещение N 0372100034623000125),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для стерилизатора медицинского плазменного, марки STERRAD фирмы "Advanced Sterilization Products", США: мод 100S, инв N 6362, имеющегося у Заказчика (кассеты (картриджи) со стерилизующим агентом) (извещение N 0372100034623000125) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 599 008,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.06.2023 N ИЗК1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признано ООО "ТАМАНЬ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТАМАНЬ" заключен государственный контракт N 0372100034623000125 от 27.06.2023 на сумму 2 599 008,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.01.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТАМАНЬ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для гинекологического отделения (наборы для наложения швов, не содержащие лекарственные средства) (далее - Товар).
Согласно п. 1.4 Контракта Товар поставляется в период от даты заключения Контракта по 22.12.2023, по заявкам Заказчика в течение 5 рабочих дней. В п. 1.5 Контракта установлено, что количество Товара приобретаемого по Контракту, невозможно определить на момент его заключения (ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе). Порядок определения количества поставляемого товара на основании заявок Заказчика указан в разделе 5 Контракта.
Как следует из п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком по заявкам Заказчика (Приложение N 3 к Контракту) в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта.
Товар, не заказанный в конкретной заявке, не поставляется, не принимается Заказчиком и не оплачивается, количество и ассортимент Товара указывается Заказчиком в заявке.
Поставщик в срок не более 1 рабочего дня с момента получения заявки направляет Заказчику подтверждение условий заявки о количестве поставляемого Товара и извещает Заказчика о предполагаемом времени доставки Товара, или направляет Заказчику новое предложение о согласовании иного количества поставляемого Товара.
В случае направления Поставщиком Заказчику предложения об ином количестве Товара, Заказчик вправе принять или отклонить такое предложение Поставщика.
Заказчик вправе выбирать Товар по цене за единицу, указанную в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), до достижения максимального значения цены Контракта либо прекращения срока исполнения Контракта.
Достаточным доказательством согласования сторонами условий Контракта о количестве Товара является подписанная Заказчиком товарная накладная.
30.11.2023 Заказчик направил Поставщику заявку, в которой просил поставить Товар в соответствии с данной заявкой.
01.12.2023 Поставщик направил заказчику предложение о согласовании иного количества Товара (письмо от 01.12.2023 N 137/23-08-Т), чем было указано в заявке от 30.11.2023. Такое предложение поставщика было отклонено Заказчиком, Заказчик предложил поставщику поставить согласованный в Контракте Товар в объеме, определенном заявкой от 30.11.2023 в срок не позднее 12.12.2023 (письмо от 05.12.2023).
12.12.2023 Поставщик сформировал и разместил в ЕИС документ о приемке N 681, на сумму 2 189 599,00 рублей (12 позиций), однако заказанный Товар фактически поставлен не был.
28.12.2023 Заказчик разместил в ЕИС закупок мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 681 от 12.12.2023 по причине отсутствия поставки Товара, одновременно заказчик просил поставщика осуществить поставку заказанного Товара не позднее 30.12.2023. Однако и в этот срок Товар не был поставлен.
Несмотря на то, что заказанный Товар в этот раз также не был поставлен, 15.01.2024 Поставщик сформировал и разместил в ЕИС документ о приемке N 351, на сумму 686 676,00 рублей (8 позиций).
22.01.2024 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемкеN 351 от 15.01.2023 в связи с отсутствием поставки Товара.
Согласно п. 11.4 Контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 ст. 523 ГК РФ определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поставщик неоднократно не исполнил свое обязательство по поставке товара: товар не был поставлен в срок, установленный Контрактом, а также в дополнительный срок, указанный заказчиком. Поставщик по настоящее время не осуществил поставку товара.
В связи с изложенным, на основании ст. 523 ГК РФ, частей 9 и И статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 11.4 Контракта заказчик нринимаетрешение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Настоящее решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с изложенным, на основании ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.4 Контракта заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 22.01.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТАМАНЬ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
04.09.2023, 15.09.2023 и 16.10.2023 Участником были получены заявки на поставку, переданные представителем Заказчика посредством телефонной связи. Во исполнение данных заявок ООО "ТАМАНЬ" поставило в адрес Заказчика Товар на общую сумму 309 564,00 рублей, Товар был принят и оплачен Заказчиком.
30.11.2023 Заказчик разместил в ЕИС заявку на поставку всего оставшегося Товара по Контракту.
30.11.2023 ООО "ТАМАНЬ" разместило заказ в ООО "Медлинк" (официальный дистрибьютор производителя), на что было получено письмо от ООО "Джонсон & Джонсон", являющегося уполномоченным представителем компании Этикон, входящей в группу компаний Johnson & Johnson на территории Российской Федерации, в котором сообщается о приостановке поставки продукции в Российскую Федерацию и аннулировании всех ранее размещенных заказов.
Тем не менее, 01.12.2023 ООО "ТАМАНЬ" поставило Заказчику Товар на сумму 686 676,00 руб., при этом составив акт, в котором поименованы поставленные изделия и указаны их количества. Акт подписан старшей медицинской сестрой Козловской Н.В. Заказчик утверждает, что Товар не поставлялся.
ООО "ТАМАНЬ" рассматривало возможности для исполнения Контракта в оставшейся части, включая поставку Товара по параллельному импорту и замену Товара в соответствии с ч. 7 ст.95 Закона о контрактной системе.
При этом, поставить товар в соответствии с ч. 7 ст.95 Закона о контрактной системе не представляется возможным, поскольку условиям технического задания соответствует Товар единственного производителя "ЭТИКОН Эл-Эл-Си". Поставить Товар с характеристиками, улучшенными по сравнению с характеристиками, указанными в Контракте, не представляется возможным.
22.01.2024 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
26.01.2024 уже после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ООО "ТАМАНЬ" Товар был отгружен, а 01.02.2024 Заказчиком на сумму 13 068,00 рублей.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТАМАНЬ" реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что принимались меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником была попытка исполнить заявку после принятия Решения Заказчиком. Товар был поставлен только на сумму 13 068,00 рублей.
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТАМАНЬ" устранены не были.
При этом, Участником не было предоставлено доказательств о предпринятых действиях, направленных на исполнение Контракта.
Таким образом, Участник, подав заявку на участие в Запросе котировок и выразив согласие на заключение Контракта в соответствии с условиями и требованиями, указанными в приложениях к Контракту, свои обязательства по перед Заказчиком не исполнил.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТАМАНЬ", ИНН: 7825383043; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Анпилова Марина Михайловна, ИНН: 782574590814; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Кавалерова Ольга Алексеевна, ИНН: 780601296641; Анпилов Юрий Борисович, ИНН: 782574590740; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТАМАНЬ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.02.24. |
06.02.24 |
05.02.24 |
0 |
05.02.24 |
12.02.24 |
09.02.24 |
0 |
14.02.24 |
14.02.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 февраля 2024 г. N РНП-78-284/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024