Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница" (далее - Заказчик):
ООО "ГолденХарт" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 865-ЭП/24 от 15.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий (извещение N 0372200262223000112),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0372200262223000112) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 260 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ГолденХарт".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ГолденХарт" заключен государственный контракт N 0372200262223000112 от 18.04.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 102 500,00 рублей, по условиям которого Участник обязался поставить изделия медицинского назначения (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 10.3, 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГолденХарт".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно 5.1. Контракта поставка Товара осуществляется с момента подписания Контракта партиями в течение 10 календарных дней после получения заявки на поставку от Заказчика.
В ходе исполнения Контракта Заказчиком направлена заявка на поставку части Товара от 23.112023 N 01-09 1294. Следовательно, Товар по заявке должен быть поставлен не позднее 04.12.2023 (с учетом правил исчисления срок согласно ст. 193 ГК РФ).
В нарушение условий Контракта поставка части Товара "Устройство для защиты от дистальной эмболии Spider FX" по заявке на общую сумму 315 000,00 рублей Поставщиком не была произведена.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Таким образом, ООО "ГолденХарт" нарушены условий Контракта, выразившиеся в не поставке Товара (поставка Товара не производилась).
В адрес Поставщика была направлена претензия от 25.12.2023 N2 01-14/2938 с требованием об оплате штрафа и необходимости поставки Товара.
На основании вышеизложенного, Заказчик, руководствуясь ч. 1 ст. 523 ГК РФ, п. 10.3, ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ГолденХарт" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
04.07.2023 между Поставщиком и Заказчиком заключено Дополнительное соглашение N 1 к Контракту об уменьшении количества Товара за счет средств ОМС, в связи с чем цена Контракта составила 1 102 500,00 рублей, НДС не облагается на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
31.07.2023 Заказчик направил Поставщику заявку исх. N 01-09/173 на поставку Товара - Устройство для защиты от дистальной эмболии Spider FX в количестве 3 штуки, на общую сумму 157 500,00 рублей.
23.11.2023 Заказчик направил Поставщику заявку исх. N 01-09/294 на поставку Товара - Устройство для защиты от дистальной эмболии Spider FX в количестве 6 штук, на общую сумму 315 000,00 рублей.
В ответ на заявки от 31.07.2023 и от 23.11.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письма N 01-08/23 от 01.08.2023 и N 18-11/23 от 24.11.2023 о том, что поставка Товара в адрес Заказчика задерживается на неопределенное время в связи с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц Соединенными Штатами Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций и действует ряд факторов существенно влияющих на сроки поставки продукции в Российской Федерации:
- изменение логистических цепочек, связанное с ограничениями в отношении транспортных компаний Российской Федерации;
- необходимость согласования отгрузок в Российской Федерации с центральным офисом производителя с целью выполнения действующих юридических норм в отношении поставок в Российской Федерации;
- увеличенные сроки производства ряда медицинских изделий, связанные с глобальными сбоями в производственных цепочках;
- необходимость получения дополнительных разрешительных документов на экспорт медицинских изделий, содержащих радиоэлектронные компоненты в связи с запретом поставок радиоэлектронных изделий, потенциально имеющих двойное назначение;
- увеличение срока прохождения таможенных процедур как в странах-экспортерах так и на таможнях Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные факторы, у Поставщика возникли непредвиденные сложности в своевременной поставке Товаров по Контракту.
Поставщик поставляет Заказчику Товар компании-производителя "ивЗ.Инк", США.
Закупку Товара "ивЗ.Инк", США Поставщик осуществляет у официального дистрибьютера ООО "Торговая фирма "КардиоМед" на основании Договора поставки N 3 от 01.12.2021, который в свою очередь, является официальным дистрибьютером на территории Российской Федерации.
ООО "Медтроник" является уполномоченным представителем производителя "ивЗ.Инк", США.
ООО "Медтроник" уведомил официального дистрибьютера ООО "Торговая фирма "КардиоМед" письмами (исх. N F9296 от 26.06.2023, исх. N F8-437 от 27.10.2023, исх. N F9-597 от 16.01.2024), что в связи с новыми мерами экспортного контроля в отношении медоборудования и медицинских изделий, введенных Правительством США 19.05.2023, не наблюдается поставок продукции Medtronic в Россию.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении сведений об ООО "ГолденХарт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ГолденХарт" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ГолденХарт" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГолденХарт" (ИНН: 9718175684), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 января 2024 г. N РНП-78-179/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024