Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик, Покупатель):
ООО "Альфа-Мед" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 869-ЭП/24 от 15.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000092),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000092) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 497 830,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Альфа-Мед".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Альфа-Мед" заключен государственный контракт N 0372100048823000092 от 10.03.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 488 506,40 рублей, по условиям которого Участник обязался поставить изделия медицинского назначения (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Альфа-Мед".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Заявка на поставку Товара от 23.11.2023 N 05-07/8316 направлена в адрес Поставщика и получена последним 23.11.2023. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 01.12.2023.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Покупателю Товар в количестве и ассортименте определенных заявками на поставку в вышеуказанные сроки.
В адрес Поставщика направлена претензия от 19.12.2023 N РТС-05-07/8939 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара.
По состоянию на 21.12.2023 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта.
На основании вышеизложенного Заказчиком было принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Альфа-Мед" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Альфа-Мед" в ходе исполнения Контракта получало заявки на поставку медицинских изделий от Заказчика, включая заявки на поставку медицинского изделия: Материал хирургический шовный рассасывающийся V-loc 90 М2 (3/0) 15 см VLOCM1704.
ООО "Альфа-Мед" не смогло поставить "Материал хирургический шовный рассасывающийся V-loc 90 М2 (3/0) 15 см VLOCM1704".
Другие медицинские изделия по Контракту были поставлены в полном объёме, о чем свидетельствует информация в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта. Сумма поставленной Поставщиком продукции по Контракту составляет 1 352 335,20 рублей.
27.02.2023 ООО "Альфа-Мед" обратилось в компанию, которая была указана в списке официальных-дистрибьюторов ООО "Ковидиен Евразия" ("Medtronic"), а именно: в ООО "Паритет-центр". Данная организация выставила счет на оплату, который ООО "Альфа-Мед" оплатило полностью. Так же в данном счете указано, что "Оплата данного счета означает согласие с условиями поставки товара. Уведомление об оплате обязательно, в противном случае не гарантируется наличие товара на складе. Товар отпускается по факту прихода денег на р/с Поставщика, самовывозом, при наличии доверенности и паспорта".
Таким образом, ООО "Альфа-Мед" оплатив счет, заключило договор на поставку необходимых материалов. Однако, производитель все время смещал временные рамки поставок, ссылаясь на отсутствие сырья на территории страны-производителя и полное отсутствие готовой продукции на территории Европы и Северной Америки.
Вместе с тем Материал хирургический шовный рассасывающийся V-Loc 90 является уникальным товаром, который не имеет аналогов в мире. Уникальность данной продукции состоит в том, что она является саморассасывающейся нитью в течение очень короткого времени (до 110 дней). Также на нитке присутствуют насечки для быстрого ушивания раны.
ООО "Альфа-Мед" получило заявку на Товар по Контракту, а именно Материал хирургический шовный рассасывающийся V-loc 90 М2 (3/0) 15 см VLOCM1704.
ООО "Паритет-центр" сообщил, что данная продукция до сих пор не поставлена производителем.
28.06.2023, 11.07.2023, 21.07.2023, 21.08.2023, 21.09.2023, 23.11.2023 ООО "Альфа-Мед" обращалось к следующим дистрибьютерам: ООО "НДА", ООО "Дармедтех", ООО "СМТ", ООО "Алмамед", ООО "Ренессанс-Мед", ООО "Арт-Эко", ООО "МПА медицинские партнеры". Однако от данных компаний были получены множественные ответы, что данная продукция также отсутствует на складах всех дистрибьютеров и субдистрибьютеров на территории Российской Федерации. Так же данные организации сообщили, что срок поставки данной продукции неизвестен ввиду наложенных санкций со стороны производителя и полных аналогов Товару не существует.
Так же, ООО "Медтроник" письмом исх. N F8-309 от 14.07.2023 сообщило следующее: "В связи с новыми мерами экспортного контроля в отношении медоборудования и медицинских изделий, введенных Правительством США 19 мая 2023 г., наблюдаются сбои поставок продукции Medtronic в Россию."
Кроме этого, ООО "Альфа-Мед" предлагало Заказчику рассмотреть возможность замены на быстрорассасывающиеся нитки Монокрил (W3326), производства ЭТИКОН Эл-Эл-Си (Мексика), которые находились на складе Поставщика с существенной экономией бюджетных средств.
Наименование в контракте |
Цена, руб. в контракте |
Наименование к замене |
|
Предложенная новая цена, руб. |
Материал хирургический шовный рассасывающийся V-Loc 90 M2 (3/0) (Соединенные Штаты)
Нить окрашена в контрастный крови цвет Полное рассасывание 110 дней |
2 011,20 |
Монокрил "W3326" (Мексика)
Нить неокрашенная, Полное рассасывание 90 дней. Размер по M2 (3/0). Длина нити 70 см. Игла 26 мм, 3/8 окружности, обратно-режущая |
|
525,24 |
Материал хирургический шовный рассасывающийся V-Loc 90 M2 (3/0), Нить окрашена в контрастный крови цвет Полное рассасывание 110 дней |
2 349,50 |
ПДС II "W9950T" (Мексика)
Нить неокрашенная, Полное рассасывание 180 дней. Размер по M1,5 (4/0). Длина нити 45 см. Игла 19 мм, 3/8 окружности, обратно-режущая |
|
555,24 |
Однако от Заказчика поступил ответ о невозможности согласовать дополнительное соглашение в виду того, что существенные изменение Контракта, а именно замена страны производства, невозможна и расторжение по соглашению сторон.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении сведений об ООО "Альфа-Мед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Альфа-Мед" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Альфа-Мед" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Альфа-Мед" (ИНН: 7731171822), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 января 2024 г. N РНП-78-174/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024